Каждый этап выработки двигательного навыка — это активная психомоторная деятельность, образующая навык в содержательном и исполнительном аспектах.

Навык — это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Существуют разные виды навыков: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т. д.

В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны.


За формирование навыка ответственны основные церебральные структуры.

 

Навык, формируясь, локализуется на различных уровнях — в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов.

Нервной моделью осуществления навыка является афферентный синтез.

 

Рис. Афферентный синтез (основные функции)  

Каждая деятельность в своем развитии приобретает черты оперативности. Цель, которая должна быть достигнута в данном действии, предстает в виде образа — эталона. Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое должно быть достигнуто в результате данного действия. Организация предметного действия требует, чтобы это рассогласование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке.

Нейрофизиологическим механизмом такой оценки выступает акцептор действия, т.е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата.

По механизму акцептора действия осуществляется корректировка навыка.

 

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, не достигшего уровня навыка, называют умением.

 

Умение —этознание,котороепонятоучащимся и правильно воспроизводится,выступая в форме правильно выполняемогодействияи приобретшее некоторые черты оперативности.

 

На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориентировочной основы действия.

 

Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться двигательныеили моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами.

 

 

В трудовой деятельности большее значение имеют двигательные навыки как необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека.

 

Двигательный навык — этонеобходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.

Двигательный навыкесть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

 

В связи с этим, большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Структура двигательного навыка проанализирована Н.А. Бернштейном, считавшим, что в процессе упражнения происходит построение навыка.

Каждый двигательный навык представляет многоуровневую структуру. Выделяется пять таких уровней, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу, и кончая высшим — кортикальным.

В каждом навыке какой-то уровень будет ведущим — остальные фоновыми. (Например: осанка — руброспинальный уровень; письмо — кортикальный.)

При изменении условий деятельности может быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно.

Рис