ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТАЯ ПРИРОДА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Лекция 06

 


  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий, а процесс формирования психологической системы деятельности называется системогенезом.В ходе системогенеза определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные компоненты.

Основными элементами системогенеза выступает ряд элементов.

 

Системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив—цель».

 

Вокруг него выстраиваются основные функциональные блоки: мотивов деятельности; целей деятельности; программы деятельности; информационной основы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.

Для оценки эффективности трудовой деятельности используют параметры: производительность, качество, надежность.

Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных

показателей.

 

Наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части выступает действие.

 

Каждое действие выступает как подсистема общей психологической системы деятельности и может служить элементом ее анализа.

 


Действие— относительно завершенныйэлементдеятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели.

Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым во внутреннем плане.

 

Несмотря на включенность в деятельность, действие — относительно самостоятельный процесс.

Признаком самостоятельности является направленность действия на достижение сознательно поставленной цели.

В отличие от собственно деятельности действие часто не имеет своего мотива, а подчиняется общему мотиву деятельности.

Относительная самостоятельность выражается также и в том, что одно действие может входить в разную деятельность. При этом сохраняется основная цель действия, но меняются лишь мотивация и смысл для субъекта.

 

 

В разных видах труда действия различаются, но имеют и общие признаки.

Действия классифицируются:

по виду психической деятельности (мнемические, интеллектуальные, перцептивные);

по степени осознанности (волевые, импульсивные);

по принадлежности к виду деятельности (трудовые, учебные, игровые, общения).

Существуютспециальные классификации действийтрудовой деятельности.

 

По своим целям действия делятся на:

ориентировочные — по определению цели и условий деятельности, выяснению средств и путей достижения целей.

Ориентировочные действия бываютдвух видовтеоретические, которые направлены на получение необходимой информации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, которые включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели;

 

исполнительские — последовательно реализующие общую цель деятельности;

корректировочные — действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках;

завершающие — связанные с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.

 

 

Ни одна деятельность не выполняется посредством механической суммы действий.

 

Для осуществления любого, даже самого элементарного трудового процесса, действия объединяются в систему.

Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них — неравномерность и гетерохронность формирования компонентов системы деятельности.

Освоение отдельных действий носит неравномерный характер. Различные действия в общей структуре деятельности формируются в разном темпе и качестве.

На определенном этапе освоения деятельности некоторые действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста показателей эффективности при освоении различных действий у одного и того же лица.

Гетерохронность развития различных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности.

Например, в ходе освоения деятельности необходимо добиться определенного уровня производительности, качества и надежности в целом. Но в процессе реального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по какой-либо группе действий, а потом подтягиваются другие действия и показатели.

 

 

Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в виде обобщенного и закрепленного опыта и способностей предыдущих поколений.

 

Этот опыт описан в учебных программах, инструкциях, алгоритмах и передается субъекту мастером-профессионалом. Это эталонный вариант выполнения деятельности.

 

То, что передается ученику, является нормативно-одобренным способом деятельности — способом выполнения трудовой деятельности, обобщенным и закрепленным инструкциями.

 

Иначе говоря, распредмечивание превращает опыт в индивидуальный способ деятельности ученика, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности.

 

Конкретный способ, которым выполняется действие, называется операцией.

Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.

Выделяют производственную операцию и рабочее движение.

Производственная операция — наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов.

Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).

При изучении операций, выполняемых группой лиц, применяют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности. Операции реализуются через движения.

 

 
 

 


Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления.

Выделяют следующие группы движении: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные-неэкономные.

С помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия.

Анализ многочисленных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить.

Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.

Во всех случаях необходима координация и согласованность движений друг с другом.

Выделяют три основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.

Каждое рабочее движение, которым реализуется психомоторный процесс, имеет три стороны: механическую, физиологическую, психологическую.

Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих местах различают: сенсорное поле и моторное поле

Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.