Законодательство об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. - вступил в силу 1 января 2009 года.
Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г., В ВК вносились изменения от 13.06.2007 N 238-З, от 29.12.2007 N 324-З (вступили в силу 23 июля 2008 г.) от 08.07.2008 г.
Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. (с изм. и доп. от 27 февраля 2004 г., 4 августа 2004 г., последнее 24.12.2007 г.),
Законы Республики Беларусь «О растительном мире» от 14 июня 2003 г.
Закон Республики Беларусь «О животном мире» от 17 июля 2007 года (вступил в силу 23 апреля 2008 года)
Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г., Принят Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г. – вступил в силу 9 июля 2009 года.
«Об охране озонового слоя» от 12 ноября 2001 г.
Нормативные правовые акты, включенные в эту группу, создают правовые основы:
2.1. охраны окружающей среды;
2.2. обеспечения экологической безопасности.
Входящие в эту группу нормативные правовые акты регламентируют механизмы эколого-правового регулирования, устанавливают отдельные эколого-правовые институты, которые в самом общем виде закреплены в Законе «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки и принятия этих нормативных правовых актов обусловлена объективными особенностями окружающей среды (см. тему 1) и вытекающими из них подходами к ее охране и обеспечению экологической безопасности человека в процессе осуществления экономической деятельности.
2.1. Законодательные акты, создающие правовую основу охраны окружающей среды:
- Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. в редакции Закона от 23 мая 2000 г.;
- О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г.;
- Об обращении с отходами: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г.
- 2.2. Законодательные акты, обеспечивающие экологическую безопасность:
Основой для выделения группы нормативных правовых актов, призванных обеспечивать экологическую безопасность и их дифференциации от актов, на основе которых осуществляются мероприятия по охране окружающей среды, является наличие специфического предмета регулирования – отношений по обеспечению защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г.;
- О радиационной безопасности населения: Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г.;
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г.;
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Закон от 10 января 2000 г.;
- О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г.
Второй уровень (уровень Б) представляют так называемые «экологизированные» нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Этот уровень является как бы внешним в системе экологического законодательства. Если природоресурсные нормы и нормы, обеспечивающие охрану окружающей среды и экологическую безопасность, представляют внутреннее деление экологического права, то этот уровень позволяет расширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества с окружающей средой.
Под экологизацией законодательства понимается включение эколого-правовых требований в содержание нормативных правовых актов иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового и пр.). Таким образом, экологизированные нормы представляют собой нормы иных отраслей права, регулирующие экологические отношения в комплексе с собственно экологическими нормами.
Необходимость во включении в систему экологического права норм иных отраслей обусловлена также и тем, что окружающая среда ‑ это сложный природно-социальный комплекс. Таким образом, присутствие в рассматриваемом уровне норм хозяйственного права, а также так называемых социальных норм является настоятельной необходимостью. Например, Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте» устанавливает меры обеспечения экологической безопасности при создании магистральных трубопроводов, при их эксплуатации, при выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов.
К социальным нормам, в частности, относится законодательство, обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения, градостроительное законодательство. Важнейшей составляющей названных отраслей являются технические нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы (стандарты, правила, регламенты) хозяйственной деятельности с целью обеспечения безопасности человека.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство возглавляет Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Правовую основу градостроительной деятельности составляет Закон от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Типичный пример сочетания собственно экологического законодательства с нормами иных правовых отраслей представляет институт ответственности за нарушение экологического законодательства. Основой для применения мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды являются экологические нормы, поскольку квалификация правонарушения возможна только с использованием этих специальных норм, устанавливающих характер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинение вреда особо охраняемым природным территориям, или животным и растениям, занесенным в Красную книгу), определяющих при помощи специальных такс или методик размер причиненного окружающей среде вреда. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, регулируются гражданским законодательством, если специальным законодательством не предусмотрено иное.
Третий уровень (уровень В) в системе источников экологического законодательства составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.
Важное место в системе источников экологического права занимают нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Процедуры признания норм международного права закреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь». Заключение, вступление в силу, регистрация, хранение, исполнение, приостановление действия и прекращение международных договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. Нормы права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О международных договорах Республики Беларусь»
Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в отношении международного договора. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь межгосударственных и межправительственных договоров принимаются Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией.
Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды. Особое место среди многосторонних договоров в области охраны окружающей среды занимают общие многосторонние договоры, т. е. такие договоры, которые посвящены вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом, направлены на создание общепризнанных норм международного права, предназначены для участия всех государств.
Далее приведены общие многосторонние международные договоры, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, стороной которых является Республика Беларусь, а также акты законодательства, которыми выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора, показывающие юридическую силу норм международного права в соответствии с Законом «О международных договорах…»
- Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г.;
- Картахенский протокол по биобезопасности от 29 января 2000 года к Конвенции о биологическом разнообразии, ратифицирован Законом Республики Беларусь от 6 мая 2002 года;
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 16 сентября 1999года;
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 годаи протоколы к ней утверждена Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 14 мая 1980 года;
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года;
- Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 1986 года;
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя от 16 сентября 1987 года, утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1988 года;
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года, утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 20 декабря 1994 года;
- Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды 25 июня 1998 года, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 года № 726 и др.
В настоящее время усиливаются природоохранные функции межгосударственных объединений, возрастает значение международного права в области охраны окружающей среды и процессов сближения национальных экологических законодательств различных стран.
Следует отметить, что несмотря на тот факт, что сотрудничество государств-членов ЕврАзЭС в области охраны окружающей среды находится на начальной стадии, в рамках Таможенного Союза ЕврАзЭс принят ряд актов, которые регулируют отдельные экологические отношения. В качестве примера можно привести перемещение отдельных компонентов природной среды, а также веществ и отходов, вредно воздействующих на окружающую среду. В первую очередь, следует обратить внимание на Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года: ратифицировано Законом Республики Беларусь от 9 июля 2008 г. N 386-З; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года. Все три документа вступили в силу с 1 января 2010 года.
Во исполнение данных соглашений Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 года №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (с изм. и доп.) утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭс в торговле с третьими странами, а также ряд Положений о применении ограничений. В данный перечень вошли озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза; опасные отходы, ввоз которых на территорию таможенного союза запрещен; орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.
4.Роль и место Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 г. (с изм. и доп. 8 июля 2008 г.)
в экологическом законодательствеопределяется следующими чертами:
Закон «Об охране окружающей среды» (в отличие от природоресурсных актов ‑ Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Водного и Лесного кодексов и др., устанавливающих правила охраны отдельных компонентов природы) формулирует экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды в целом;
основная задача Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду;
в качестве основных критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности выступают установленные в Законе и соответствующих технических нормативных правовых актах (ГОСТ) нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
человек в Законе рассматривается в двух аспектах: как субъект, осуществляющий воздействие на окружающую среду, и как объект воздействия со стороны окружающей среды;
с целью обеспечения экологического благополучия граждане Республики Беларусь наделены правами и обязанностями в области охраны окружающей среды, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав, включая возмещение причиненного их нарушением вреда;
с целью обеспечения охраны окружающей среды Закон устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды;
Закон представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий все эколого-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей.
Однако Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который устанавливает бǒльшую юридическую силу кодекса по отношению к другим законам, не позволяет рассматривать Закон «Об охране окружающей среды» в качестве акта, возглавляющего систему экологического законодательства. Для разрешения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса Республики Беларусь. Концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 года, №1460.