Понятие, признаки и виды источников экологического права
Постановка вопросов
ТЕМА: ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Понятие, признаки и виды источников экологического права. Законы и подзаконные акты как источники экологического права. Нормативные акты местных исполнительной органов власти и органов местного самоуправления и их значение для регулирования экологических отношений. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения. Основные этапы становления и развития отечественного экологического законодательства и прав. Проблемы систематизации экологического законодательства и совершенствования правового регулирования экологических правоотношений.
При всей традиционности и кажущейся простоте постановки вопроса о понятии и признаках источников права, тем не менее, он вызывает определённые сложности в процессе выявления глубинных основ происхождения источников экологического права и выделения их из огромной массы принимаемых нормативно-правовых актов. В общетеоретической правовой литературе устойчивым является подразделение источников права на источники в широком и узком понимании[1]. При этом под источниками права в широком смысле подразумевают сами общественные отношения, являющиеся основанием для принятия юридических норм. В понятие же источники права в узком смысле вкладывают нормативно-правовые акты компетентных органов государственной власти, содержащие определённые требования по регулированию соответствующих общественных отношений.
Между источниками права в широком понимании в виде общественных отношений и источниками в узко юридическом смысле в форме нормативно-правовых актов существуют непосредственные и взаимно обуславливающие друг друга связи. Устойчиво сложившиеся общественные отношения предопределяют социальную основу для принятия норм права, а последние закрепляют эти отношения в форме юридических требований и правил, придавая им необходимую стабильность и всеобщий характер. Наиболее наглядно такие взаимосвязи проявились в источниках экологического права, когда в течение жизни одного поколения национального сообщества сформировалось общественное осознание необходимости правового регулирования природоохранных, природоресурсовых, средозащитных и экологических общественных отношений, составивших необходимую нормативно-правовую базу для формирования и становления разветвлённой системы современного украинского экологического законодательства.
Сама постановка вопроса обязывает к рассмотрению источников экологического права в узко юридическом аспекте, под которыми подразумеваются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные эколого-правовые требования, нормы и правила, регулирующие экологические общественные отношения и рассчитанные на многократное применение. Такой подход к определению источников экологического права основывается на устоявшихся положениях общей теории права по обозначению источников права в юридическом правопонимании.
Источники экологического права обладают общими признаками, свойственными источникам любых отраслей права. К таким признакам источников права относятся государственное происхождение, иерархическая компетенция государственных органов по их принятию и введению в действие, нормативное содержание, видовое законодательное оформление, определённое пространственное и отраслевое распространение, способы доведения до исполнителей, обязательное выполнение, многократное применение, принудительное обеспечение исполнения и т.д. В этом отношении признаки источников экологического права не составляют исключения.
Вместе с тем эколого-правовые источники обладают определёнными только им свойственными признаками. Такими признаком источников экологического права, прежде всего, являются цели правового регулирования. Они частично определены в преамбуле Закона «Об охране окружающей природной среды» и заключаются в осуществлении экологической политики на территории государства, направленной на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды, достижение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечение эффективной охраны, рационального использования и своевременного воспроизводства природных ресурсов.
Не менее важной особенностью источников экологического права является сфера их действия. Они охватывают общественные отношения по взаимодействию человека с природой, общества с окружающей его природной средой. Эколого-правовыми нормами могут быть регламентированы только те отношения, которые «подвластны» юридическому регулированию и только в тех формах взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, которые реально сложились на современном этапе функционирования общества и природы. Из этого следует, что нормы экологического права не могут распространяться на закономерности функционирования природной среды, равно как их посредством не возможно лишение человека и общества в реализации объективных потребностей в использования природной среды и его ресурсов для удовлетворения своих жизненно необходимых нужд в качестве средства существования, среды обитания и условия жизнедеятельности.
Специфической особенностью источников экологического права как юридических норм является их тесная связь нормами технического характера. Само экологическое законодательство содержит многочисленные отсылочные предписания на технические нормативы, санитарные нормы стандарты качества окружающей среды, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природных объектах и т.д. Правовые нормы как источники экологического права в тесной взаимосвязи с техническими нормами, в строго юридическом смысле не являющиеся источниками права, образуют эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
Важным для познания источников экологического права является их подразделение на соответствующие виды и разновидности. По различным основаниям классификации источники экологического права можно подразделять на самые разнообразные виды. Так, по юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты, по форме законодательного акта – на кодифицированные и не кодифицированные, по предмету правового регулирования - на общие и специальные, по характеру правового регулирования – материальные и процессуальные и т.д. В свою очередь среди законов как источников экологического права можно выделять основные и обыкновенные, а по охвату объектов и сферы регулирования отдельных видов общественных отношений обыкновенные законы могут подразделяться на законы с собственно экологическим, эколого-ресурсовым или ресурсово-экологическим содержанием. Среди подзаконных актов обычно выделяют нормативно–правовые акты центральных и местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления и т.п.
Длительное время в отечественной правовой литературе был спорным вопрос о признании источниками права постановлений Пленума Верховного суда и о правовой природе решений судебной практики высших судебных инстанций. В настоящее время на основании конституционного требования об осуществлении государственной власти в Украине по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную эта проблема разрешена не в пользу судебной практики. Наша страна не относится к правовой системе судебного прецедента, в связи с чем, судебные органы не вправе творить право. Следовательно, постановления Верховного суда, равно как и разъяснения Высшего арбитражного суда не являются источниками права, в том числе и экологического.
Тем не менее, это не принижает роли судебной практики в повышении эффективности реализации источников экологического права. Высшие судебные инстанции обобщают судебную практику и дают соответствующие разъяснения судебным органам по применению норм права. Такие постановления Пленума Верховного суда[2] и разъяснения Высшего арбитражного суда[3] известны и экологическому праву. Кроме того, изучение и анализ решений судебных органов по экологической категории дел является важным критерием для своевременного внесения изменений и дополнений в эколого-правовые нормы, осуществляемого законодательными и нормотворческими органами на основании обобщений судебной практики.
В теории права общепризнанным является выделение обычаев в качестве источников регулирования общественных отношений. Обычаи могут признаваться источниками регулирования и экологических отношений. Более того, ссылки на обычаи встречаются в природоресурсовом и экологическом законодательстве. Так, земельное законодательство содержит указание на возможности предоставления земельных участков для занятия традиционными народными промыслами и возлагает обязанности на землепользователей по соблюдению правил добрососедства.
Обычные, традиционно сложившиеся отношения могут иметь место и при водопользовании, лесопользовании, использовании общераспространённых полезных ископаемых, ведении охоты, осуществлении рыболовства, сборе лекарственных растений и заготовке дикой растительности для вскармливания домашних животных, выпасе скота и т.д. Применение обычаев как источников регулирования экологических отношений можно обнаружить в Законе о статусе горных селений[4], учитывающего обычаи их населения по использованию среды проживания. Важным признаком для признания обычаев регуляторами экологических отношений является их не противоречие общим принципам экологического права.
Особый вид источников экологического права составляют международные конвенции, многосторонние межгосударственные соглашения и двусторонние договоры. Украина исходит из признания примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Это находит свое выражение в том, что если международным договором в области охраны окружающей природной среды установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.
Однако на практике возникает вопрос о том, имеет ли прямое действе надлежащим образом подписанный международный акт на территории Украины или требуется принятие аналогичного акта внутригосударственного правотворчества. Для международных эколого-правовых конвенций, казалось бы, такой вопрос не должен возникать, т. к. они ратифицируются законодательным органом страны путём принятия закона или постановления и они должны приобретать соответствующую юридическую силу источника экологического права.
Теоретически позитивный ответ очевиден и для многосторонних межгосударственных соглашений и двусторонних договоров. Однако, в связи с отсутствием государственно-правовых механизмов и опыта прямой реализации международных норм, последние приобретают реальную силу на территории нашей страны лишь после «дублирования» международного акта во внутреннем законодательстве. Подтверждением этому является Международная конвенция об охране водно-болотных угодий, о сохранении видового и биологического разнообразия, основные положения которой воспроизводятся в ряде национальных законодательных актов и правительственных постановлений.