Виды фармацевтической информации.
Информационный материал для студентов 4 го курса и ФПИГ по теме «Информационная деятельность аптечной организации»
Под информацией (от лат. «informatio» - разъяснение, изложение) первоначально понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т.п.[1].
С середины XX века информация является общенаучным понятием, включающим в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом [2].
Наибольшим спросом пользуются следующие виды информации:
• конъюнктурная (экономическая ситуация);
• коммерческая (информация о спросе, предложении);
• внешнеэкономическая (экспорт, импорт, цены);
• социальная (уровень профессиональной подготовки).
Понятие о фармацевтической информации
Под фармацевтической информацией понимается информация, характеризующая фармацевтическую и медицинскую сторону обращения лекарственных средств. К ней относятся сведения, которые циркулируют в фармацевтической сфере, с описанием фармакологических, химических, фармакоэкономических и других свойств лекарственных средств, начиная с сведений о процессах производства, распределения и отпуска лекарственных средств, процессах управления информационными потоками, финансовых процессах и ресурсах процесса лекарственного обеспечения населения, и заканчивая сведениями экономического и информационного плана, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Виды фармацевтической информации.
Фармацевтическую информацию принято подразделять по следующим основным признакам:
1.- функциям управления;
2.- месту возникновения (уровню возникновения).
По функциям управления фармацевтическая информация делится на:
А.нормативно-справочную;
Б.планово-учетную;
В.отчетно-статистическую.
Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с разработкой, производством, анализом и распределением лекарственных средств.
Это самый объемный и разнообразный вид информации. В общем объеме информации нормативно-справочной составляет 50-60%. Примерами могут служить: приказы МЗ РБ, ГФ, справочник «Лекарственные средства» М.Д. Машковского, справочник Видаля, формулярные справочники по рациональному применению лекарственных средств, нормативы изготовления и контроля качества лекарственных средств, стоимостные нормативы (расценки, тарифы), справочные данные по поставщикам и потребителям фармацевтической информации и фармацевтической продукции и многое другое.
Планово-учетная (директивная) информация включает в себя директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на определенный период в будущем (год, квартал, месяц, сутки). Например: выпуск и продажа лекарственных средств в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на эту продукцию и прибыль от ее реализации и т.д.
Учетная информация отражает фактическое значение запланированных показателей за определенный период времени.
На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация. В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета. Например, учетной информацией является: количество запросов о лекарственных средствах, поступивших в справочное бюро в течение дня (оперативный учет), заработная плата сотрудника (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость (бухгалтерский и финансовый учет).
Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности аптечной организации. Она необходима руководству, и вышестоящим органам управления.
Примером такого вида информации может быть информация, предоставляемая в Госкомстат, сведения о количестве льготных рецептов, отпущенных аптекой за год и т.п.
Классификация фармацевтической информации по уровням управления (месту возникновения включает в себя входную и выходную информацию.
Входная информация - это информация, поступающая на предприятие (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации его функций.
Выходная информация - это информация, поступающая из одной системы управления в другую.
Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения, как ее потребителя, так и выходной - для подразделения, ее вырабатывающего. При этом форма представления фармацевтической информации может быть алфавитно-цифровой (текстовой) - в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов и графическая - в виде графиков, схем, рисунков. Физическими носителями информации могут быть бумага, магнито-оптические изделия и механизмы, изображение на экране монитора и пр.