Я-образ»: понятие, структура, функции
Продуктом самосознания принято считать «Я-образ» или «Я-концепцию». В.В. Столин утверждает, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
В результате анализа «Я-образа» данный ученный выделяет в нем два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепцию». Однако знания о самом себе, естественно, ему не безразличны: то, что в них раскрывается, оказываетсясубъектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемо в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.
Таким образом, понятия «Я-концепция» и «Я-образ» В.В. Столин использует как синонимы, а при рассмотрении соотношения самосознания и «Я-концепции», следуя за У. Джемсом, исходит из того, что «Я-концепция» является продуктом самосознания.
Сделанный вывод характеризует только один из подходов. Суть другого заключается в том, что «Я-образ» является продуктом самосознания, но в то же время «Я-концепция» рассматривается как синонимичное понятие самопознанию. И в этом случае «Я-образ» является структурным компонентом «Я-концепции» (самосознания).
Так, например, словарь «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Я. Ярошевского трактует «Я-концепцию» как относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Это идеальная представленность индивида в себе как в другом.
Но, если в трактовке «Я-концепции» (самосознания) значительных расхождений нет, то её структурные компоненты понимаются различными учеными неоднозначно. Это обусловлено разноуровневым строением самосознания, включающим в себя как осознаваемые, так и трудно осознаваемые компоненты.
Так, Р. Берне описывает «Я-концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Он предлагает рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. В «Я-концепции» он выделяет три составляющие:
1. «Я-образ» - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - адекватная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик.
3. Поведенческая реакция - те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.
Каждый из этих компонентов, с точки зрения Р. Бернса, может быть представлен, по крайней мере, в трех модальностях:
1) реальное «Я», отражающее установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я»-на-самом-деле»);
2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»);
3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с представлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»).
Таким образом, «Я-концепция» используется Р. Бернсом как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Итоговая структура «Я-концепции» по Р. Бернсу может быть представлена в схеме (см. схему 1).
Схема 1
Структура «Я-концепции» (по Р. Бернсу)
В отличие от Р. Бернса Рут Стренг выделяет четыре основных аспекта «Я»:
1) общая или основная «Я-концепция»;
2) временная или переходная «Я-концепция»;
3) социальное «Я»;
4) идеальное «Я».
Общая или основная «Я-концепция» - это представление о собственной личности, восприятие своих способностей, статуса и ролей во внешнем мире. Переходная «Я-концепция» зависит от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Социальное «Я» - представление о том, что о нем думают другие. Идеальное - то, каким человек хотел бы стать. Это представление может быть реалистическим, заниженным или завышенным. Заниженное идеальное «Я» препятствует достижениям, завышенный образ идеального «Я» может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистическое способствует принятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистичных целей.
В работах психологов установлено, что «Я-концепция» развивается в социальном взаимодействии (Дж. Мид, Ч. Кули, Т. Шибутани и др.). По исследованиям Дж. Мида, то, как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во временной группе, участником которой он является. То, что в действительности люди думают о нем, оказывается несколько отличным. Данную закономерность мы будем учитывать при разработке тренинговой программы.
Г. Крайг отмечает, что «Я-концепция» играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, то есть не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности. «Я-концепция» включает в себя как реальное, так и идеальное «Я» - наше представление о том, каковы мы на самом деле и о том, какими нам следовало бы быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко стоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального.
«Я-концепция» может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Факторы, влияющие на «Я-концепцию» ребенка, представлены в схеме 2.
Схема 2