Персоногенз личности. Жизненные планы и сценарии
Понятие же персонологии в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области.
Слово «персонология» состоит из «persona» и «logus» – наука о личности, что обусловливает некоторую размытость границ предмета психологии личности и предмета персонологии. Более того, можно предположить, что они фактически сливаются.
Мы предполагаем, что персонология, в отличие от психологии личности, – это междисциплинарная область знаний. Персонология – система знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание.
Персоногенез– это индивидуальный жизненный путь человека.
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее – в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».
Ниже приводятся определения этих понятий.
Жизненный путь – процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель – представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива– готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни – психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время – как свойство его регуляции.
Инициатива– своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.