Проблемы становления профессионального самосознания
Важнейшая составляющая самоопределения - формирование профессионального самосознания, общая структура которого такова:
1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности ( мы - токари., мы - металлисты, мы - рабочие ».
2. Знание и оценки своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов.).
З. Знание человека о степени его признания в социальной группе ( меня считают хорошим специалистом.).
4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач (здесь требуется терпение), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.
5. Представление о себе и своей работе в будущем.
Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов. Он характеризуется своеобразным генезисом и различается у представителей разных профессий. «Образ мира – влияет на мироощущение профессионалов, на их оценку своего места в мире, значимые ценности, смысловую сферу. Эти вопросы обстоятельно рассматриваются в работах. А. Климова [68 и др.].
Другим важнейшим условием становления профессионала является направленность личности, включающая следующие аналогичные компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. На разных этапах генезиса субъекта труда эти компоненты имеют различное психологическое содержание [57, с. 36].
А. К Маркова выделяет следующие критерии профессионализма: стремление развивать себя как профессионала; внутренний локус профессионального контроля; объем осознаваемых признаков профессионала; целостный образ себя как профессионала; способность к саморазвитию средствами профессии, к компенсации недостающих качеств и др. [88, с. 40-41].
В. Вунд, Е. А. Климов, Д. Б. Эльконин и мн. другие ученые выделяют роль социокультурных традиций формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов. « ... Возникновение культовых ритуалов закрепляло именно те постепенно найденные формы воздействия на людей, которые позволяли более эффективно создавать у них восприимчивое состояние сознания, управлять их памятью и вниманием, направленно воспитывать в людях требуемые полезные для коллективной жизни в условиях постоянной борьбы со стихией личные качества. Магический танец оказывался средством общественного воспитания всех участников - воспитания физического, профессионального и эстетического» [69, с. 25]. Понятно, что общественная организация и разделение труда предполагали приобщение человека не только к конкретному виду деятельности, но и к данному сообществу, создавали его статус как полноценного члена сообщества. С развитием общества ритуалы посвящения все больше специализировались и демократизировались. По многим профессиям посвящение проводилось не только в профессионалы, но и в ученики.
Важную роль в понимании профессионального самосознания играет «профессиональная идеология» - система утверждений, находящихся вне категорий истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса, профессиональной или внутрипрофессиональной группировки, даже отдельного лица» [68, с.1191.
Исследователи различают соотнесенность субъекта с конкретной профессией и соотнесенной с данной профессиональной группой. Соотнесенность с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельностью, с соответствующими следствиями (ориентация на престижность профессии, организации и пр.)
Актуальным вопросом формирования профессионального самосознания является баланс предшествующего обучения и особенностей самой работы, определяющий социальную позицию субъекта (например, «бывший студент», «вечньпЪ> в душе студент, «бывший отличнию> учебы, выполняемая в настоящем профессиональная роль и т. п.).
Актуальным является вопрос противоречий становления профессионализма субъекта труда:
·противоречие между саморазвитием и стабилизацией в профессии;
·противостояние ориентацией на результаты и на процессы труда;
·несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;
·несогласованность становления различных видов компетентности специальной, социальной, личностной, индивидуальной;
·рассогласование темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности;
·несогласованность роли и степени выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;
·неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;
·противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности, в знаниях о смежных профессиях, в желании быть «универсалом»;
·несогласованность «ценностного отношения к себе в труде и труду в себе! (например, «любить искусство в себе или себя в искусстве» );
·расхождение между усиливающейся конкуренцией на рынке труда, безработицей и умением делать самостоятельный выбор в профессиональной сфере, быть готовым к ошибкам и др. [88, с. 262].
Итак, в психологии труда исследователи выделяют различные механизмы и условия, способствующие или осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания субъекта. Нужно признать, что проблема профессионального самосознания является комплексной, многоаспектной, что исключает возможность ее полноценной разработки вне анализа других проблем, связанных с развитием субъекта труда.