Проблемы становления профессионального самосознания

Важнейшая составляющая самоопределения - формирование про­фессионального самосознания, общая структура которого такова:

1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональ­ной общности ( мы - токари., мы - металлисты, мы - рабо­чие ».

2. Знание и оценки своего соответствия профессиональным этало­нам и своего места в сообществе согласно системе социальных ро­лей (новичок, один из лучших специалистов.).

З. Знание человека о степени его признания в социальной группе ( меня считают хорошим специалистом.).

4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершен­ствования, вероятных зонах успеха и неудач (здесь требуется тер­пение), о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.

5. Представление о себе и своей работе в будущем.

Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой дея­тельности является «образ мира» профессионалов. Он характеризу­ется своеобразным генезисом и различается у представителей разных профессий. «Образ мира – влияет на мироощущение профессионалов, на их оценку своего места в мире, значимые ценности, смысло­вую сферу. Эти вопросы обстоятельно рассматриваются в работах. А. Климова [68 и др.].

Другим важнейшим условием становления профессионала явля­ется направленность личности, включающая следующие аналогичные компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. На разных этапах генезиса субъекта труда эти компоненты имеют различное психологическое содержание [57, с. 36].

А. К Маркова выделяет следующие критерии профессионализма: стремление развивать себя как профессионала; внутренний локус профессионального контроля; объем осознаваемых признаков профессионала; целостный образ себя как профессионала; способность к саморазвитию средствами профессии, к компенсации недостающих качеств и др. [88, с. 40-41].

В. Вунд, Е. А. Климов, Д. Б. Эльконин и мн. другие ученые выделяют роль социокультурных традиций формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов. « ... Возникновение культовых ритуалов за­крепляло именно те постепенно найденные формы воздействия на людей, которые позволяли более эффективно создавать у них восприимчивое состояние сознания, управлять их памятью и вниманием, направленно воспитывать в людях требуемые полезные для коллективной жизни в условиях постоянной борьбы со стихией личные качества. Магический танец оказывался средством общественного воспитания всех участников - воспитания физического, профессио­нального и эстетического» [69, с. 25]. Понятно, что общественная ор­ганизация и разделение труда предполагали приобщение человека не только к конкретному виду деятельности, но и к данному сообще­ству, создавали его статус как полноценного члена сообщества. С раз­витием общества ритуалы посвящения все больше специализирова­лись и демократизировались. По многим профессиям посвящение проводилось не только в профессионалы, но и в ученики.

Важную роль в понимании профессионального самосознания иг­рает «профессиональная идеология» - система утверждений, на­ходящихся вне категорий истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса, профессиональной или внутри­профессиональной группировки, даже отдельного лица» [68, с.1191.

Исследователи различают соотнесенность субъекта с конкретной профессией и соотнесенной с данной профессиональной группой. Соотнесенность с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных цен­ностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональ­ной деятельностью, с соответствующими следствиями (ориентация на престижность профессии, организации и пр.)

Актуальным вопросом формирования профессионального самосо­знания является баланс предшествующего обучения и особенностей са­мой работы, определяющий социальную позицию субъекта (например, «бывший студент», «вечньпЪ> в душе студент, «бывший отличнию> уче­бы, выполняемая в настоящем профессиональная роль и т. п.).

Актуальным является вопрос противоречий становления профес­сионализма субъекта труда:

·противоречие между саморазвитием и стабилизацией в профес­сии;

·противостояние ориентацией на результаты и на процессы труда;

·несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с ин­дивидуальными нормами и критериями;

·несогласованность становления различных видов компетентности специальной, социальной, личностной, индивидуальной;

·рассогласование темпов развития мотивационной и операциональ­ной сфер профессиональной деятельности;

·несогласованность роли и степени выраженности процессов раз­вития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;

·неравномерность освоения отдельных действий и целостной струк­туры профессиональной деятельности;

·противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности, в зна­ниях о смежных профессиях, в желании быть «универсалом»;

·несогласованность «ценностного отношения к себе в труде и тру­ду в себе! (например, «любить искусство в себе или себя в искус­стве» );

·расхождение между усиливающейся конкуренцией на рынке тру­да, безработицей и умением делать самостоятельный выбор в про­фессиональной сфере, быть готовым к ошибкам и др. [88, с. 262].

 

Итак, в психологии труда исследователи выделяют различные механизмы и условия, способствующие или осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания субъекта. Нужно признать, что проблема профессионального самосознания является комплекс­ной, многоаспектной, что исключает возможность ее полноценной разработки вне анализа других проблем, связанных с развитием субъ­екта труда.