Исследование этики в клинической психологии

Если необходимо оценить этически обоснованные инновации — рекомендации, органы или курсы — относительно их практической пользы и этической ценности, то требуется соответствующее исследование этических следствий. Таких исследований, на мой взгляд, не существует в в России, но вполне многообещающими в этом направлении можно считать исследования Американской психологической ассоциации.

Равным образом не возделано другое поле исследований этики в клинической психологии: изучение моральных ценностей практикующих психотерапевтов. Тем не менее имеется по крайней мере несколько показательных работ, где приведены интересные данные, полученные с использованием известного в социальной психологии инструмента «Value Survey» («ценностных ориентаций») Милтона Рокича (Reiter, 1975, 1976; Ermann, Janta & Riedel, 1985). Чаще всего цитируются данные о том, что в начале 70-х гг. консультанты психологической и психосоциальной ориентации, а также психотерапевты и специалисты по семейной терапии обнаруживали некий общий ценностный паттерн, который больше всего был похож на таковой у хиппи (Reiter & Steiner, 1976). Ввиду все более оживленной дискуссии по поводу этических вопросов неплохо было бы актуализировать эти данные также и в клинической психологии.

Этика и ее рефлексия может и должна опираться на базовые моральные структуры и универсальные принципы и тем самым содействовать интеграции. В интересах дальнейшего развития клинической психологии этические вопросы и критерии следует целенаправленно и усиленно привлекать в исследование процессов и результатов. Это касается и таких вопросов, как осуществление на деле правила разъяснения и информированного согласия, прямые или косвенные перегрузки или нанесение вреда пациентам (клиентам) и их родным посредством интервенции, адекватность показаний, то есть кооперация с другими профессиями в сфере здравоохранения и, в случае необходимости, передача пациента, например, врачам; а также соблюдение врачебной тайны и защиты данных в документации.

И наконец, и здесь, вероятно, имеется самый большой дефицит (клинической) психологии, да и медицины, пришло время обратиться к тем этическим вопросам, которые являются первенствующими с точки зрения клиентов и пациентов. Правда, в последние годы умножилось число публикаций, в которых бывшие пациентки и пациенты оценивают свой опыт, но как ни важна эта литература, она все-таки не заменяет систематического исследования различных этических вопросов. Упомянутый поток этических директив в здравоохранении должен, казалось бы, обеспечивать благополучие пациента или пробанда и способствовать адекватной этической установке и образу действий обслуживающего персонала. Пока, однако, «дух» этих инициатив не доходит до пациентов, а желания последних воспринимаются не иначе как анекдотичные,мы далеки от ясности, благородства и участия.


Вопросы к семинару по теме 1
«ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

1. Дайте определение «клинической психологии» и охарактеризуйте изменение содержания этой психологической дисциплины.

2. Какие методологические принципы клинической психологии Вы знаете?

3. Охарактеризуйте предмет общей и частной клинической психологии. Как вы можете определить объект клиничекой психологии?

4. Расскажите о характерных особенностях клинической психологии.

5. Сформулируйте цели клинической психологии.

6. Какие основные разделы и области исследования клинической психологии Вы знаете?

7. Что такое итраперсональные аспекты интерпесональные системы в клинической психологии?

8. Как клиническая психология связана с медицинскими науками?

9. Что Вы можете рассказать о связи клинической психологии с разделами психологии?

10. Расскажите об особенностях взаимоотношения клинической психологии и психотерапии в России и других странах.

11. Какие сферы приложения клинических психологов в отношении детей Вы знаете?

12. Какие сферы приложения клинических психологов в отношении взрослых пациентов Вы знаете?

13. Что такое диагностика, как практическая функция клинических психологов? Виды клинико-психологической диагностики.

14. Что такое психологическое воздействие (интервенция), как практическая функция клинических психологов? Виды психологического воздействия.

15. Что такое клинико-психологическая экпертиза, как практическая функция клинических психологов? Виды клинико-психологической экпертизы.

16. Расскажите о роли клинических психологов в реабилитации и профилактике.

17. Какие вы знаете модели медицинской этики? Дайте их характеристики и причины их возникновения.

18. . Охарактеризуйте функции этики в клинической психологии.

19. . Что такое этика принципов и как она связана с классическими моделями медицинской этики?

20. . Раскажите о проблемах использования этики в конфликтных сферах клинической психологии.