Понятие качества
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ТСО
Литература
План лекции
Томск - 2011
Качество медицинской помощи. Основные характеристики.
СибГМУ Хлынин С.М.
Здравоохранения и общественного здоровья
УТВЕРЖДЕНО
Кафедра Организации здравоохранения и общественного здоровья
на заседании кафедры
протокол № ___ от «____» ________2011г.
Заведующий кафедрой организации
Для студентов 4 курса лечебного факультета
К.м.н., ст. преподаватель Образцова Е.Н.
Л Е К Ц И Я
1. Понятие качества.
2. Характеристика качества медицинской помощи.
3. Стандарты.
4. Контроль качества медицинской помощи.
Основная:
1. Лисицын, Юрий Павлович. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 544 с. — (Учебник).
2. Лисицын, Юрий Павлович. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с. — (Учебник).
Дополнительная:
1. Медик В.А. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие /В.А. Медик. - М.: Профессионал, 2009 г. - 219 с.
2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / А. И. Вялков [и др.] ; ред. А. И. Вялков; Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова МЗ РФ (М.). — 3-е изд., доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664 с.
3. Медик В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учебное пособие для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений : в 3-х частях / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — М.; : Медицина , 2003 г. – 392 с.
1. Текст лекций в формате Power Point.
2. Персональный компьютер
3. Мультимедийный проектор
Политики и организаторы здравоохранения заняты разработкой различных реформ, цель которых - усилить гарантии социальной защищенности населения в сфере здравоохранения и обеспечить повышение уровня и качества медицинских услуг.
Формирование необходимой системы контроля над качеством медицинской помощи (КМП) застрахованным гражданам запаздывает. Определение качества медицинской помощи, как объекта оценки, необходимо для выбора цели, стратегии, постановки адекватных им задач и обоснования критериев их реализации.
Понятие качества товара или услуги в сфере производства и рыночной экономики тесно связано с их потребительскими свойствами. При оценке качества товаров и услуг раздельно рассматриваются две характеристики качества: качество исполнения и качество соответствия.
Качество исполнения - характеристика, отражающая степень, в которой товар или предоставляемые организацией (группой лиц, объединенных одной целью) услуги фактически удовлетворяют потребности клиентов.
Качество соответствия - характеристика, отражающая степень, в которой продукция или услуги, предоставляемые организацией соответствует внутренним спецификациям товара и услуги.
Особенностью “качества” в приложении к медицинской помощи является то, что исполнение обследования и лечения больного не всегда полностью удовлетворяет пациента. Это связано с отсутствием у него объективного представления о возможностях коррекции реального патологического состояния средствами современной медицины.
Надлежащее КМП - это соответствие оказанной медицинской помощи современным
представлением о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.
Ненадлежащее КМП - это несоответствие оказанной медицинской помощи общепринятым современным представлением о ее необходимых уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.
Качество- свойство товара или услуги удовлетворять спрос потребителя.
Качество медицинской помощи (КМП)- совокупность свойств и характеристик, подтверждающих соответствие оказанной МП имеющимся потребностям пациента, современному уровню доказательной медицинской науки, при оптимальном использовании ресурсов.
По определению ФФ ОМС: «КМП- это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть способности снижать риск прогрессирования имеющего у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия удовлетворенности пациента о его взаимодействия с медицинской подсистемой (врачом, отделением, учреждением).
Актуальность:
98 тысяч летальных исходов связаны с врачебными ошибками, только 55% МП оказывается в соответствии с принципами доказательной медицины. Экономические стимулы повышения качества, недостаточное финансирование здравоохранения и связанное с этим сокращение количества закупаемого медицинского оборудования, снижение уровня оплаты труда медицинских работников, отток из отрасли работников привели к снижению качества медицинской помощи.