Основные виды графиков
Распределение населения по основным возрастным группам по регионам Российской Федерации на 1 января 1996 г.
По секторам экономики
Распределение занятого населения России
Российской Федерации
Использование валового внутреннего продукта
(в процентах к итогу в фактически действующих ценах)
Год | ВВП использованный | В том числе | |||
Расходы на конечное потребление | Валовое накопление | Чмстый экспорт товаров и услуг | |||
49,9 70,8 | 35,7 23,7 | 14,4 5,5 | |||
В подлежащем групповой таблицы объект изучения подразделяется на группы по одному признаку. В сказуемом указываются число единиц в группах (абсолютное и в процентах к итогу) и сводные показатели по группам. Примером такого рода таблицы является табл. 3. В этой таблице изучаемая совокупность - занятое население России - распределяется по группам по признаку - сектор экономики.
Таблица 3
(млн. чел.)
Всего занято в экономике | 72,1 | 66,0 |
В том числе: | ||
на государственных и муниципальных предприятиях и организациях | 49,7 | 24,4 |
в частном секторе | 13,2 | 25,2 |
в общественных организациях, фондах | 0,6 | 0,5 |
на совместных предприятиях | 0,2 | 0,4 |
на предприятиях и в организациях смешанной формы собственности | 8,4 | 15,5 |
В подлежащем комбинационной таблицы совокупность подразделяется на группы не по одному, а по нескольким признакам. Например, в табл. 4 изучаемая совокупность - население России - подразделяется на группы по двум признакам: возрасту и территории проживания (региону).
В табл. 4 при выделении групп населения точные возрастные границы не указаны, дана лишь словесная характеристика групп. Так поступают в тех случаях, когда каждая из групп имеет качественные особенности и может рассматриваться как определенный социально-экономический тип. В данном случае эти границы можно было бы указать следующим образом: моложе трудоспособного возраста - мужчины и женщины в возрасте 0-15 лет; в трудоспособном возрасте - мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года; старше| трудоспособного возраста - мужчины 60 лет и старше, женщины - 55 лет и старше.
Таблица 4
(%)
Регионы | Моложе трудоспособного возраста | В трудоспособном возрасте | Старше трудоспособного возраста |
Российская Федерация | 22,5 | 57,0 | 20,5 |
Северный район | 23,3 | 60,0 | 16,7 |
Северо-Западный район | 19,3 | 57,8 | 22,9 |
Центральный район | 19,3 | 56,6 | 24,1 |
Волго-Вятский район | 21,8 | 55,7 | 22,5 |
Центрально-Черноземный район | 20,6 | 54,5 | 24,9 |
Северо-Кавказский район | 25,0 | 54,9 | 20,1 |
Уральский район | 23,6 | 56,6 | 19,8 |
Западно-Сибирский район | 24,0 | 58,5 | 17,5 |
Восточно-Сибирский район | 26,1 | 58,2 | 15,7 |
Дальневосточный район | 24,6 | 62,1 | 13,3 |
При построении таблиц необходимо руководствоваться следующимиобщими правилами.
Подлежащее таблицы располагается в левой части, сказуемое - в правой, но могут быть исключения. В простой таблице (см. табл. 2) подлежащее, т. е. объект изучения, указано в заголовке таблицы; в комбинационной таблице подлежащее может располагаться в левой и верхней частях таблицы (см. табл. 4).
В таблице не должно быть ни одной лишней линии, только необходимые: линия, отделяющая заголовок таблицы от заголовков ееграф, заголовки граф от цифровых данных. Иногда используется линия, отделяющая итоговую строку. Вертикальная разграфка может быть, а может и отсутствовать.
Заголовки граф содержат названия показателей (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей (см., например, табл. 4), если все показатели таблицы выражены в одних и тех же единицах измерения и счета.
Итоговая строка завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой: в этом случае во второй строке дается запись «в том числе», и последующие строки содержат составляющие итоговой строки, но не все, а основные.
Цифровые данные записываются с одной и той же степенью точности в пределах каждой графы; при этом обязательно разряды чисел располагаются под разрядами; целая часть числа отделяется от дробной запятой, например, 4,5, а не 4.5. Заметим, что в международных статистических публикациях используется вместо запятой «точка»; цифры целой части числа в два раза больше дробной 4.5. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны нулю, ставится знак «—» (прочерк); если данные не известны, делается запись «сведений нет» или ставится знак «...» (троеточие). Если значение показателя не равно нулю, но первая значащая цифра появляется после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (если, скажем, была принята степень точности 0,1),
Если таблица имеет много граф, то графы подлежащего обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), а графы сказуемого - цифрами (1, 2 и т.д.). Это бывает удобно; если таблица имеет много строк и печатается на нескольких страницах, то заголовки граф не повторяются, а указываются только их обозначения.
Если таблица основана на заимствованных данных, то под таблицей указывается источник данных (см., например, табл. 2).
Если хотите, чтобы построенная вами таблица была понятна и удобна для пользования, не пренебрегайте ни одним из указанных правил.
Иногда статистические таблицы дополняются графиками, когда ставится цель подчеркнуть какую-то особенность данных, провести их сравнение. Графики являются самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Часто графики используются и вне связи с таблицей. С помощью графиков достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.
Статистические графики представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков или географических карт-схем.
Графический способ облегчает рассмотрение статистических данных, делает их наглядными, выразительными, обозримыми. На графике сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, их колеблемость. Вместе с тем графики имеют определенные ограничения: прежде всего график не может включить столько данных, сколько может войти в таблицу; кроме того, на графике показываются всегда округленные данные - не точные, а приблизительные. Таким образом, график используется только для изображения общей ситуации, а не деталей. Последний минус-трудоемкость построения графиков. Но этот недостаток может быть преодолен использованием пакетов прикладных программ для компьютерной графики.
По способу построения графики делятся на диаграммы, картограммы и картодиаграммы.
Наиболее распространенным способом графического изображения данных являются диаграммы. Они бывают разных видов:
линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграмм зависит от вида представляемых данных (одна переменная или один показатель, несколько переменных или показателей, количественные или неколичественные) и задачи построения графика.
В любом случае график обязательно сопровождается заголовком - над или под полем графика. В заголовке указывается, какой показатель изображен, в каких единицах измерения, по какой территории и за какое время он определен.
Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.
Вариация данных анализируется с помощью полигона распределения, кумуляты (кривой «меньше, чем») и огивы (кривой «больше, чем»).
Линейные графики целесообразно разделять на используемые для представления данных по однойпеременной - одномерные или по двум переменным - двумерные. Примером первого является полигон распределения, второго - линия регрессии. Но может быть такой случай, когда на графике представлено несколько переменных (показателей), а он все-таки не является многомерным. Например, на рис.1 представлена динамика объема продукции промышленного и сельскохозяйственного производства в России в 1990-1996 гг.
Для того чтобы динамика двух и более показателей была сопоставимой, следует обеспечить их «единый старт», как это сделано на рис. 4.1, где объемы продукции 1990 г. приняты за 100%.
Рис. 1. Динамика объема продукции промышленного и
сельскохозяйственного производства в России в 1990-1996 гг.
Динамика двух показателей на одном и том же графике может быть представлена и без приведения их к 100%, если эти показатели связаны каким-либо функциональным соотношением (например, представлена динамика общего показателя и показателя, который является одним из его составляющих). Примером такого графика является рис. 2.
При графическом изображении динамики по оси абсцисс показывается время (годы, кварталы, месяцы); по оси ординат - значения показателей или показателя. При этом ось ординат должна иметь начало в точке «нуль». Иногда вместо нулевой точки в качестве начального уровня на оси ординат показывается уровень какого-либо года. Это делается в том случае, если изменения изображаемого показателя значительны - в 8-10 и более раз в течение рассматриваемого отрезка времени. Однако такой прием не рекомендуется. Правильнее указать нулевую точку, а затем (если нужно) «разорвать» ось ординат так, как это показано на рис. 3, б.
Рис. 2. Международная миграция России
Иногда при больших изменениях показателя прибегают к логарифмической шкале. Предположим, значения показателя изменяются от 1 до 100 (в 100 раз); это может вызвать затруднения при построении графика. Если перейти к логарифмам, то их значения для минимальных-максимальных значений показателя будут различаться не так сильно: log 1= 0, log 100 = 2.
Среди плоскостных диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, на которых показатель представляется в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Пример столбиковой диаграммы представлен на рис.4. Часто на столбиковой диаграмме показываются относительные величины: при сравнении показателей по группам, по разным совокупностям, одна из которых может быть принята за 100%.
Рис 3. Включение нулевой точки при изображении динамики
Рис. 4. Общие показатели рождаемости, смертности и
естественного прироста населения России
Пропорциональность площади той или иной геометрической фигуры величине показателя лежит в основе других видов плоскостных диаграмм: треугольных, квадратных, прямоугольных. В треугольной диаграмме нужно так выбрать стороны и высоту треугольника, чтобы его площадь отвечала величине показателя. Для построения квадратной диаграммы нужно задать размер одной стороны, прямоугольной - двух сторон. Можно использовать и сравнение площадей круга; в этом случае задается радиус окружности.
Ленточная диаграмма представляет показатели в виде горизонтально вытянутых прямоугольников. Как столбиковые, так и ленточные диаграммы можно применять не только для сравнения самих величин, но и для сравнения их частей (рис. 5 и 6).
Рис. 5. Доля безработных в экономически активном населении
Санкт-Петербурга
Особый тип ленточных диаграмм применяется для представления данных с разным характером изменений: положительным и отрицательным (рис. 7).
Диаграмма вида 7 может использоваться, например, для представления регионов с разной величиной и характером миграционного сальдо (положительным и отрицательным) предприятий, на которых повысилась и понизилась оплата труда, и т. д.
Рис. 6. Структура расходов центральных правительственных
органов (в % к общим расходам федерального правительства)
Рис. 7. Изменение объема производства на предприятиях
текстильной промышленности города (1996 г. по
сравнению с 1995 г., в %)
Рис. 8. Структура беженцев и вынужденных переселенцев
в России в 1996 г.
Из плоскостных диаграмм часто используется секторная диаграмма. Она применяется для иллюстрации структуры изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за 100%, ей соответствует общая площадь круга, площади секторов соответствуют частям совокупности (рис. 8).
Фигурные (или картинные) диаграммы усиливают наглядность изображения, так как включают рисунок изображаемого показателя. Размер рисунка соответствует размеру показателя (рис. 9).
Рис. 9. Потребление хлебных продуктов на душу населения в 1994 г.
Если, например, вы решите использовать фигурную диаграмму для изображения структуры безработных женщин, среди который 57% - молодые женщины (20-24 года) и девушки 16-19 лет, не имеющие стажа работы; 28% - инженерно-технические работники и служащие со специальным образованием в возрасте 25-49 лет и 15% - работницы квалифицированного и неквалифицированного труда в возрасте 50 лет и старше, вы должны изобразить три женские фигуры, причем первая из них должна быть в 2 раза больше второй, а вторая - почти в 2 раза больше третьей. При построении графика одинаково важно все - правильный выбор вида графического изображения, пропорции, соблюдение правил оформления графиков.