Потребность в смысле жизни и самоактуализации
Потребность в уважении
Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Самооценка всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.
Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Препятствия в реализации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.
На реализацию потребности в уважении непосредственно направлены всего несколько видов сервисной деятельности — например, организация юбилеев, чествований, торжеств, вручение призов и наград. Однако косвенно эта потребность должна учитываться в проектировании всех услуг без исключения. Уважительное отношение к клиенту и к коллегам по бизнесу всегда остается значимым резервом повышения эффективности сервисной деятельности и привлекательности услуги.
Подчеркнутое уважение к коллегам, партнерам и клиентам проявляется как в психологически грамотно построенном общении, так и в точном, своевременном, внимательном исполнении своих обязательств.
Потребность в осмысленности своего существования и деятельности — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задавались еще до наступления эпохи цивилизации — они создавали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности.
Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией. Общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.» [24.С.15].
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. В ряду этих условий А. Маслоу называет: свободу слова, свободу выбора деятельности (т. е. человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вреда другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Эти условия нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями, которые имеют исключительное право на это гордое звание. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.
В своей работе А. Маслоу отмечает, что есть и исключения в характеристике базовых потребностей. Вот некоторые из них:
- Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие.
- Человек может навсегда остаться на одном, достаточно низком уровне мотивационной жизни, он может смириться со своими «земными» потребностями, забыть о самом существовании высших целей человеческого бытия или отказаться от них. Например, человек, некогда терпевший лишения, скажем, бывший безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт.
- Еще один пример подмены потребностей можно обнаружить в тех случаях, когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих
желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается
голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным.
- Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.
Знание вопросов мотивации и характеристики базовых потребностей помогают сервисе логу выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему нужна и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Предлагаемый продукт должен прежде всего быть полезным потребителю. В табл. 4.1. систематизированы виды услуг сервиса, удовлетворяющие различные потребности клиентов.
Таблица 4.1.
Систематизация услуг сервисной деятельности по удовлетворению
потребностей клиентов
Тип потребности | Выражение в сервисе |
Физиологические потребности | Создание комфортных условий в контактной зоне |
Потребности в безопасности | Услуги охраны людей, защиты их интересов, услуги страхования |
Потребности в любви | Услуги здравоохранения, услуги, направленные на организацию досуга – театра, кино, туристических фирм |
Потребность в уважении | Услуги, связанные с организацией и проведением юбилеев, вручением призов, наград |
Потребность в самоактуализации | Услуги образования, проведение тренингов, участие в выставках, посещение центров психологической подготовки, деятельность религиозных организация |
Ориентация на полезность продукции требует глубокого знания психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров. Среди них можно выделить следующие мотивы:
- выгоды — желание человека разбогатеть, наращивать собственную собственность, эффективно расходовать деньги;
- снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности;
- признания — поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышением престижа, имиджа;
- удобства — желание облегчить, упростить действия, отношения с другими людьми;
- свободы — потребность в самостоятельности, не зависимости во всех сферах деятельности;
- познания — постоянная нацеленность на новые открытия, знания;
- содействия, соучастия — желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких людей, партнеров по работе;
- самореализации — потребность в достижении собственных жизненных целей, установок.