Потребность в смысле жизни и самоактуализации

Потребность в уважении

 

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окру­жающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с по­нятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетент­ности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой само­оценке. Самооценка всегда опирается на признание и ува­жение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызы­вает чувство уверенности в себе, ощущение своей полез­ности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Препятствия в реа­лизации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

На реализацию потребности в уважении непосред­ственно направлены всего несколько видов сервисной деятельности — например, организация юбилеев, чес­твований, торжеств, вручение призов и наград. Однако косвенно эта потребность должна учитываться в проек­тировании всех услуг без исключения. Уважительное отношение к клиенту и к коллегам по бизнесу всегда остается значимым резервом повышения эффективности сервисной деятельности и привлекательности услуги.

Подчеркнутое уважение к коллегам, партнерам и клиентам проявляется как в психологически грамотно построенном общении, так и в точном, своевременном, внимательном исполнении своих обязательств.

 

 

Потребность в осмысленности своего существования и деятельности — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задавались еще до наступления эпохи цивилизации — они создавали мифологическое и религиозное миро­воззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безо­пасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. «Даже если все назван­ные потребности удовлетворены, — пишет он о первых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетво­ренность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художни­ки должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем на­звать самоактуализацией. Общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.» [24.С.15].

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых по­требностей. В ряду этих условий А. Маслоу называет: свободу слова, свободу выбора деятельности (т. е. человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вреда другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, на­рушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Эти условия нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями, которые имеют исключи­тельное право на это гордое звание. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

В своей работе А. Маслоу отмечает, что есть и ис­ключения в характеристике базовых потребностей. Вот некоторые из них:

- Креативные потребности людей с ярко выражен­ным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие.

- Человек может навсегда остаться на одном, до­статочно низком уровне мотивационной жизни, он может смириться со своими «земными» пот­ребностями, забыть о самом существовании вы­сших целей человеческого бытия или отказаться от них. Например, человек, некогда терпевший лишения, скажем, бывший безработный, до кон­ца своих дней может радоваться только тому, что он сыт.

- Еще один пример подмены потребностей можно об­наружить в тех случаях, когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих
желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается
голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным.

- Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

Знание вопросов мотивации и характеристики ба­зовых потребностей помогают сервисе логу выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему нужна и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Предлагаемый продукт должен прежде всего быть полезным потребителю. В табл. 4.1. систематизированы виды услуг сервиса, удовлетворяющие различные потребности клиентов.

Таблица 4.1.

Систематизация услуг сервисной деятельности по удовлетворению

потребностей клиентов

Тип потребности Выражение в сервисе
Физиологические потребности Создание комфортных условий в контак­тной зоне
Потребности в безопасности Услуги охраны людей, защиты их интересов, услуги страхования
Потребности в любви Услуги здравоохранения, услуги, на­правленные на организацию досуга – театра, кино, туристических фирм
Потребность в уважении   Услуги, связанные с организацией и проведением юбилеев, вручением призов, наград
Потребность в самоактуализа­ции Услуги образования, проведение тренингов, участие в выставках, посещение центров психологической подготовки, деятельность религиозных организация

 

Ориентация на полезность продукции требует глубо­кого знания психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров. Среди них можно выделить следующие мотивы:

- выгоды — желание человека разбогатеть, наращи­вать собственную собственность, эффективно расходовать деньги;

- снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности;

- признания — поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышением престижа, имиджа;

- удобства — желание облегчить, упростить действия, отношения с другими людьми;

- свободы — потребность в самостоятельности, не зависимости во всех сферах деятельности;

- познания — постоянная нацеленность на новые открытия, знания;

- содействия, соучастия — желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких людей, партнеров по работе;

- самореализации — потребность в достижении собственных жизненных целей, установок.