В организации муниципального хозяйства
Тема 8. Территориальные особенности муниципального образования
Управление муниципальным хозяйством невозможно без глубокого изучения территории, на которой она находится. Совпадение «экономических» границ с границей муниципального образования является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования.
На муниципальном уровне можно с достаточной степенью условности выделить следующие интересы совместного проживания:
1. Совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности.
2. Совместное пользование социальной инфраструктурой.
3. Регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).
Перечисленные выше интересы совместного проживания определяются, прежде всего, характеристиками населенного места (территория, население, инфраструктура), а также ролью местного самоуправления, определенной в законодательстве, другими словами - компетенцией.
Поэтому, для того чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необходимо дать характеристики объекта управления и субъекта управленческой деятельности.
Объект управления (место проживания) характеризуется населением, сложившейся инфраструктурой, типом муниципального хозяйства, характеристикой субъектов хозяйственной деятельности, территорией. Именно эти характеристики оказывают определяющее влияние на формирование интересов совместного проживания. Основными параметрами, характеризующими территорию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы.
Географические факторымногогранны, но интересны те из них, которые могут оказывать влияние на укрепление или на разрыв совместных интересов.
Первым фактором,оказывающим определяющее влияние, являются территории и природные условия. Например, район во многих сибирских субъектах России может простираться на несколько сот километров и поселения, входящие в него, разделены не только расстояниями, но и естественными преградами. Понятно, что у населения данной территории вряд ли имеются интересы совместного проживания. В то же время компактные, близко расположенные муниципальные образования могут быть достаточно крепко связаны между собой. При определении оптимальных географических показателей важно учитывать вопросы территориальной близости, возможность совместного использования природных ресурсов данной территории.
Вторым фактором,характеризующим место, являются совместные интересы в хозяйственной деятельности, которые могут выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, осуществляемого на данной территории, либо в его взаимодополняемости в рамках единого производственного цикла. Так, например, в районах Крайнего Севера традиционной формой хозяйствования является оленеводство, специфика которого такова, что при незначительном населении требуется огромная территория, поскольку период созревания ягеля около 10 лет; этим определяется весь образ жизни населения и кочевой характер ведения хозяйства. В то же время возникает вопрос о регулировании пользования этими угодьями и об их оптимальных размерах.
Третьим фактором,определяющим характеристику места, является форма расселения населения на данной территории и его социальные характеристики. Так, на Северном Кавказе одними из основных факторов являются полиэтничность населения и дисперсность, или компактность, расселения этносов, для Центральной России - соотношение профессиональной подготовки населения и традиционных занятий (преимущественно городское, занятое переработкой сельскохозяйственной продукции, и др.). Приведенные примеры достаточно условны, так как в данном случае определяющее влияние оказывают цели деятельности муниципального образования.
Четвертым фактором,характеризующим объект управления, является учет инфраструктурного единства территории, чрезвычайно важного при определении характеристик территории муниципального образования.
Однако само определение особенностей территории должно рассматриваться, прежде всего, с позиции тех задач, которые государство возложило на органы местного самоуправления, поэтому от объема предметов ведения и полномочий напрямую зависит оптимальность размера территории.
С одной стороны, наличие на территории муниципального образования инфраструктуры исполнения полномочий, которыми его наделил закон, является основным условием качественной работы органов местного самоуправления. Так, вряд ли можно говорить о содержании школы или больницы муниципальным образованием, если их нет на данной территории. С другой стороны, общие интересы в значительной степени обусловлены общей инфраструктурой. Наличие в селе фельдшерско-акушерского пункта или поликлиники, школы, клуба и других социальных объектов, вопросы их деятельности - сфера совместных интересов для всех поселений, которые в них обслуживаются. В то же время наличие необходимой инфраструктуры не является определяющим, поскольку решение вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования, может быть выполнено через механизм муниципального заказа. В данном случае принципиально важно определить преследуемую цель.
Если данное муниципальное образование считается перспективным и ставится задача формирования и развития инфраструктуры, то решить ее без заинтересованности органов местного самоуправления будет крайне сложно. Таким образом, сочетание имеющейся инфраструктуры и перспектив ее развития должно учитываться при определении территории муниципального образования.
Для определения оптимальной территории муниципального образования принципиально важно уточнить характеристики субъекта управления, поскольку именно в них определяется цель деятельности муниципального образования. Главная характеристика муниципального образования – объем его компетенции.
Соотношение объема компетенции муниципального образования и характеристик территории, указанных выше, есть не что иное, как соотнесение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выбранной территории муниципального образования.
Принципы определения оптимальной территории муниципального образования:
Принцип баланса субъекта и объекта управления. Данный принцип требует применения всех перечисленных выше факторов с учетом компетенции местного самоуправления и перспектив его развития. Необходимо, чтобы субъект и объект управления находились в равновесии. В этом цель деятельности муниципального образования, влияющая на определение территории. Другими словами, прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования органов власти на ней и перспективы развития территории.
Принцип минимизации уровня исполнения полномочий (принцип субсидиарности).Применение данного принципа крайне важно, поскольку он определяет максимальную эффективность исполнения полномочий. Суть его в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги.
Поэтому при определении оптимальной территории муниципального образования крайне важно учитывать те цели, которые ставятся перед ним, и те предметы ведения, которые определены для органов местного самоуправления в данном субъекте России. Именно в этом принципе реализуется тот потенциал, который имеется у местного самоуправления в силу его знания местных условий и подконтрольности органов власти населению.
Приведенные выше принципы определения оптимальной территории муниципального образования позволяют применять факторы, характеризующие объект и субъект управления, в единстве.
Для того, чтобы создать распределенную систему управления, необходимо определять основные характеристики территории.
Их весьма условно можно разделить на две большие группы: устойчивые и изменяемые.
Устойчивые характеристики обладают двумя крайне важными свойствами:
1. Их изменение приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение отношений между объектом и субъектом управления. Так, например, изменение формы собственности на тот или иной объект приводит к абсолютно другим формам взаимодействия. Такие последствия могут повлечь и изменения территории или сферы деятельности объекта управления.
2. Изменение устойчивых характеристик в процессе управления либо затруднено (как, например, с пространственными и природно-климатическими факторами) или сопряжено с коренным изменением самого характера управленческой деятельности.
К изменяемым характеристикам относятся параметры, восприимчивые к управленческим воздействиям, и через изменение которых и осуществляется собственно управление. Так, создание соответствующей модели организационно-экономических отношений или мотиваций работников к труду является одной из коренных задач управления.
Исходя из вышеназванных характеристик, можно сделать вывод о том, что при построении управленческой модели объект управления играет активную роль и при построении управленческой структуры мы должны учитывать следующие факторы:
• нормативно определенная сфера деятельности или сектор, в рамках которой объект управления имеет отношение к субъекту управления;
• форма собственности на объект управления;
• пространственные и иные количественные характеристики. Поскольку сам процесс управления осуществляется через воздействие на изменяемые характеристики, то они должны достаточно четко соответствовать объекту управления с точки зрения выбора моделей организации и серьезно учитываться при выборе форм и методов управления.