Рутинные и творческие потребности
Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведенных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами. Творческие потребности — это потребности в создании новых, материальных и духовных ценностей, или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного и осознанного.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. Цепочка творческой деятельности представлена на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Процесс творчества
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
- Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
- Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
- Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
- Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов — т. е. логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок).
- Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Творчество — не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И. Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление» [23.С.74].
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.
В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности.
Поэтому задачей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих материальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимаются, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связанные с обслуживанием машин и оборудования, организацией праздничных мероприятий, проведением досуга. Систематизация потребностей человека с точки зрения философского подхода представлена в табл. 3.1.
Вид потребности | Выражение |
Биологические | Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма |
Социальные | Связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, социальной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении |
Материальные | Потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально-биологические в материально-социальные |
Духовные | Потребности в знаниях, настроениях, переживаниях я впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни |
Индивидуальные | Потребности конкретной личности, имеющей свои биологические особенности |
Общественные | Потребности большинства индивидов. К ним относятся потребности в средствах массовой информации, системе образования и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка |
Рутинные | Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведенных предметов и услуг, устоявшимися методами |
Творческие | Потребности в создании новых, материальных и духовных ценностей, или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного и осознанного и характеризуются как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей |