Влияние экономики на развитие сервисной деятельности
Сервисная деятельность в структуре социальных отношений
Под сферой социальных отношений понимается сложная сеть взаимодействий людей, а также процессы, характерные для всех областей жизнедеятельности и состоящие из массовых и групповых связей, ролевых и статусных положений людей.
Стратификационное деление общества выражается в отношениях равенства-неравенства, в принадлежности людей к определенным классам и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притязаниях и ценностных ориентациях, в степени развития потребностей и удовлетворения запросов.
СТРАТИФИКАЦИЯ (лат. stratum настил, слой + facere делать) разделение, расчленение общества на страты.
Сервисные организации, учитывая процессы социально-потребительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем сервис не в состоянии решать острые социальные проблемы. Путем самоорганизации и самообслуживания население в значительной степени восполняет те звенья жизнеобеспечения людей, которые не в состоянии обеспечить сфера услуг, социальная работа в производственных коллективах, социальная политика властей.
Под жизнеобеспечением населения той или иной страны понимается комплекс общественных и индивидуальных усилий, нацеленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей.
Именно в семье, через ведение домашнего хозяйства, посредством сети родственных, соседских и дружеских отношений воспроизводится немалый объем жизнеобеспечения людей, реализуются те их потребности, которые не могут удовлетворить государственные институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные отношения в целом развиваются на иных принципах, где доминируют принципы коммерции. Семейно-родственные и дружеские связи создают ту первичную социальность, без которой общество не в состоянии функционировать. Интеграция данных сообществ основывается на кровно-родственных, дружеских связях, на моральных нормах взаимоподдержки, отображающих бескорыстие, порой жертвенность.
Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям экономической эффективности.
По своей природе сервисная деятельность имеет собственное «ядро» – основу, вокруг которой группируются, взаимодействуют разного уровня социальные явления. Содержание такого «ядра» отражает специфику экономических процессов в единстве с историческим уровнем развития страны, национально-этическими нормами культуры, природно-климатическими условиями. Такое нерасторжимое единство жизнедеятельных процессов позволяет рассматривать сервисную деятельность как важнейшее условие развития жизнедеятельности.
Экономические отношения придают сервисной деятельности предметно-вещественный фактор. Актуальность сервисной деятельности – в том, что ее внедрение позволяет гуманизировать мир вещей, направить его на более оптимальный путь по восстановлению у людей психофизиологических сил. Особенно это проявилось в процессе перехода от индустриального способа производства к постиндустриальному. В связи с этим сервисная деятельность обрела важнейшую социально-культурную значимость.
Сервисная деятельность коренным образом влияет на историческую судьбу народа. В ней отражены взаимоотношения людей с обществом, государством. Сервисные структуры становятся гарантом прав и свобод, соблюдением конституционных норм.
Устранением подобных явлений становится клиентурный порядок, раскрытый в конвенции 1981 г. «О безопасности, гигиене труда в производственной сфере». Важнейшие принципы социального устройства предусматривают развитие социального партнерства; регулирование заработной платы как меры по предотвращению социальной напряженности; устранение разрыва между максимальным и минимальным заработком, подвижное изменение соотношения заработной платы.
Уровень сервисных отношений, если он соответствует норме социального состояния, может ослабить маргинальность, снизить тенденцию роста девиантного (изменчивого, переменчивого) поведения как отрицательную реакцию на неудовлетворительную социальную среду.
МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц . marginal – побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. )
БИХЕВИОРИЗМ (от англ . behaviour, bihevior – поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
ФРУСТРАЦИЯ (от лат . frustratio – обман, неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.