Виды предпринимательской деятельности.

Рисунок 1 Субъекты предпринимательской деятельности

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее.

Предметное содержание знаний

Воспитывающий характер знаний

Энциклопедичность знаний.

Формирование системы знаний об окружающем мире

 

В книге "Материнская школа" Я.А. Коменский обосновал два принципа формирования знаний об окружающем мире:

· принцип энциклопедичности;

· знания должны служить воспитанию (воспитывающий характер знаний).

 

1. В дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о при­роде, труде, небесных светилах, экономике и др.).

 

2. Я.А. Коменский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию.

Позднее этот принцип был положен в основу воспитывающего обучения (И.Ф.Гербарт), которое:

• дает знания, умения и навыки;

• параллельно с этим формирует определенное мировоззрение, мораль, характер и волю учащихся;

• развивает их познавательные способности и другие качества личности;

• органически увязывает приобретение учащимися знаний, умений, навы­ков, усвоение опыта творческой деятельности с формированием эмо­ционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваивае­мому учебному материалу.

Оба принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий харак­тер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

 

3. В последние годы разработано много новых программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотворный мир, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность).

Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному:

• в виде представлений (образы конкретных предметов);

• в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков);

• в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых;

• в виде объяснения, рассказа из литературных произведений, которые ему читают.

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседнев­ной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают окружающую действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На за­нятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систе­матизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зави­симости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целос­тные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения таки­ми формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Введение в педагогическую профессию.

Общие основы педагогики.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

Дошкольная педагогика.

Игровая деятельность

детей дошкольного возраста.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

Дошкольная педагогика.

Трудовая деятельность

детей дошкольного возраста.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

Дошкольная педагогика.

Учебно-познавательная деятельность

детей дошкольного возраста.

 

Экономическая активность представляет собой форму уча­стия индивида в общественном производстве и способ получе­ния финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ­циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа­ет в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен­ду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (то­карь на заводе, учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми­лиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

 
 

 


 

 

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматривае­мой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт..

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает "взрыв" предпринима­тельской активности и приводит к "буму" предпринима­тельства).

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, по­лучаемый в результате реализации принятого предпринима­тельского решения по производству и поставке на рынок това­ра, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Производственное предпринимательство можно назвать ве­дущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется про­изводство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, со­здаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наи­большему негативному воздействию, в результате которого рас­пались хозяйственные связи, нарушилось материально-техничес­кое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы пред­стоит уделить наибольшее внимание.

К производственному предпринима­тельству относятся инновационная, научно-техническая деятель­ность, непосредственно производство товаров и услуг, производ­ственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Венчурный бизнес. Касаясь инновационного предпринимательства, следует упомянуть и о получившем в последние годы широ­кое развитие венчурном бизнесе.

Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес ха­рактерен для коммерциализации результатов научных исследо­ваний в наукоемких и, в первую очередь в высокотехнологичес­ких областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается ком­мерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопре­деленным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала. В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства: наличие относительно развитого рынка ценных бумаг, все возра­стающее проникновение зарубежных фирм на российский ры­нок интеллектуальной собственности. Причем это проникнове­ние носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Од­ной из предпосылок является скрытая приватизация государствен­ной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государ­ственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.

Наконец, надо отметить определенный интерес, который про­являют российские предприниматели к нововведениям, не тре­бующим значительных инвестиций.

Все это свидетельствует о том, что венчурное предприниматель­ство, находящееся в нашей стране в начальной стадии формирова­ния, имеет значительные перспективы роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного бизнеса.