Воспитание познавательных интересов
Воспитание любознательности
Воспитание любознательности и познавательных интересов
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и "крайне драгоценном" свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов, назвал это свойство рефлексом "Что такое?". Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
Предметная "исследовательская" деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.
1. Любознательность - черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности. Проявляется у детей уже в дошкольном возрасте в двух ярко выраженных формах:
· в задаваемых вопросах, обнаруживающих активную работу мысли;
· в экспериментировании над предметами.
Любознательность стимулирует ребенка к изучению особенностей предметов и явлений действительности.
В целях воспитания любознательности у детей необходимо:
· установление тесной связи обучения с жизнью, организация самостоятельных наблюдений учащихся, применение знаний на практике;
· максимальное содействие развитию интересов и интеллектуальных запросов учащихся путем организации экскурсий, вечеров вопросов и ответов, диспутов, викторин, обсуждений просмотренных спектаклей и кинофильмов;
· вовремя поддерживать любознательность и формировать направленность детских интересов;
· учитывать индивидуальные запросы учащихся и содействовать выполнению их творческих замыслов;
· устанавливать контакт с семьей в целях должного направления поведения школьников в домашних условиях.
2. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.
Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать все необходимые условия для развития такой деятельности.
Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.