Воспитание познавательных интересов

Воспитание любознательности

Воспитание любознательности и познавательных интересов

 

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и "крайне драгоценном" свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов, назвал это свойство рефлексом "Что такое?". Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предме­тов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Предметная "исследовательская" деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.

1. Любознательность - черта личности, характеризующаяся активным по­знавательным отношением к действительности. Проявляется у детей уже в дошкольном возрасте в двух ярко выраженных формах:

· в задаваемых вопросах, обнаруживающих активную работу мысли;

· в экспериментировании над предметами.

Любознательность стимулирует ребенка к изучению особенностей пред­метов и явлений действительности.

В целях воспитания любознательности у детей необходимо:

· установление тесной связи обучения с жизнью, организация самостоя­тельных наблюдений учащихся, применение знаний на практике;

· максимальное содействие развитию интересов и интеллектуальных запро­сов учащихся путем организации экскурсий, вечеров вопросов и отве­тов, диспутов, викторин, обсуждений просмотренных спектаклей и ки­нофильмов;

· вовремя поддерживать любознательность и формировать направленность детских интересов;

· учитывать индивидуальные запросы учащихся и содействовать выпол­нению их творческих замыслов;

· устанавливать контакт с семьей в целях должного направления поведе­ния школьников в домашних условиях.

2. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явле­ний действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти име­ющиеся между ними связи и отношения. Основа познавательного инте­реса - активная мыслительная деятельность.

Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способ­ным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать все необходимые условия для развития такой де­ятельности.

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познава­тельных интересов.