Формирование представлений о сенсорных эталонах

Обучение детей обследованию предметов

Методика сенсорного воспитания дошкольников

Расширенное содержание

Традиционное содержание

Содержание сенсорного воспитания дошкольников

 

1. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем призна­ков и свойств предметов; которые ребенок должен постичь на протяже­нии дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традици­онное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фак­турой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориенти­рованием в пространстве. При этом ставится задача повышения чув­ствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), ко­торая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева).

 

2. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержа­ние расширено и дополнено за счет включения ориентировки во време­ни, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает пред­ставления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести вре­мени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличи-тельные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладе­ние нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комп­лексом, то есть формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, рит­мическому рисунку, мелодии.


 

 

Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает: 1) обучение детей обследованию предметов;" 2) формирование пред­ставлений о сенсорных эталонах.

1. Обучение обследованию проводится как специально организованное вос­приятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обсле­дования и самих обследуемых качеств.

Правила, общие для многих видов обследования:

• восприятие целостного облика предмета;

• мысленное деление на основные части и выявление их признаков (фор­ма, величина, цвет, материал и др.);

• пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д.);

• вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

• повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

 

2. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания ме­няется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также "зритель­ного ощупывания".

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением при­знаков, требуют словесного обозначения этих признаков. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному ка­честву. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существен­ных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом дети подво­дятся к овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. По­знание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств "задействовано" в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явле­нии, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На ос­нове таких представлений возникают мыслительные процессы, вообра­жение, формируются эстетические чувства.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли зна­ния и умения для анализа окружающей среды.