Дидактические сенсорные материалы

Сензитивный период сенсорного развития

Система сенсорного воспитания М. Монтессори

 

 

Основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори (1870 - 1952) считала сенсорное развитие, которое осуществляла с помощью органи­зации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.

 

1. Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к опреде­ленным воздействиям окружающей среды. В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: 0 - 6, 6 - 12 и 12 - 18 лет. Первая фаза (от 0 до 6 лет) является наиболее сензитивной для сенсорно­го развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружаю­щего мира. В соответствии с космическим планом ребенок "решает" внут­реннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире.

Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, "эмоцио­нальным камертоном", сверхчувствительным резонатором эмоций ро­дителей, главным образом - матери. Его впитывающее мышление вби­рает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наи­более подходящей окружающей средой, способствующей оптимально­му детскому развитию, является родительский дом и забота.

 

2. Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Мон­тессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприя­тие размеров, форм, цветов, распознавать звуки. Вот какой сенсорный материал предлагает Монтессори в своем первом основополагающем труде "Метод научной педагогики":

Дидактический материал, который использовался в упражнениях при зрительно-различительном восприятии размеров, представляет собой гео­метрические вкладные тела. Играя с таким набором, ребенок сам при­учается различать предметы по их толщине, высоте и объему. Все ци­линдры вынимаются из гнезд, перемешиваются. Рассматривая цилиндры и гнезда, ребенок должен вернуть каждый цилиндр на свое место, так, чтобы тот без усилий поместился в гнезде.

Другой набор представляет собой большие бруски постепенно изменя­ющихся размеров: всего четыре группы брусков.

Десять четырехгранных призм, из которых самая большая имеет осно­вание 10 см, а основания других убывают постепенно на 1 см. Длина каждого бруска 20 см. Ребенок строит лестницу, ступени которой стано­вятся все более широкими к вершине. Он сам может себя проконтролировать, так как если ошибся, то лестница будет неправильная. Здесь главный признак - толщина.

Дети могут играть с каждым набором в отдельности или со всеми набо­рами одновременно, тогда они могут и должны сосредоточивать свое внимание на определенном параметре величины, что весьма полезно для детей.

Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия форм - восприятия зрительно-тактильно-мускульного. Этот материал постоянно совершенствовался Монтессори, и в окончательном виде он представлял собой: ящик с коллекцией геометрических формочек; шкаф с выдвижными ящиками, в которых помещаются рамки с геометричес­кими вкладками; три серии карточек. Ребенок учится соотносить форму с прорезями, сначала ошибается, идет путем проб и ошибок, а затем достаточно быстро определяет нужную ему форму и быстро выполняет действие.

В играх и упражнениях зрительные впечатления соединяются с тактиль­но-мускульным восприятием, ребенок видит и ощупывает форму, за­тем проделывает то же самое с отверстием, в которое вставляется эта форма.

Этот же принцип - объединение зрительного восприятия и мускульно-тактильного - используется в играх с карточками. Ребенок должен нало­жить определенную форму на нарисованную на карточке так, чтобы они полностью совпали.

Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия цве­тов: воспитание хроматического чувства.

Упражнения в распознавании звуков направлено на то, чтобы приучить ухо ребенка ко всякого рода шумам так, чтобы оно могло отличить са­мый легкий шум. Такое воспитание чувства слуха преследует еще и дру­гую цель: оно развивает эстетическое чувство и помогает выработке практической дисциплины.

Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фун­даментом для развития мышления ребенка.