Дидактические сенсорные материалы
Сензитивный период сенсорного развития
Система сенсорного воспитания М. Монтессори
Основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори (1870 - 1952) считала сенсорное развитие, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом.
1. Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением особых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды. В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: 0 - 6, 6 - 12 и 12 - 18 лет. Первая фаза (от 0 до 6 лет) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. В соответствии с космическим планом ребенок "решает" внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире.
Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, "эмоциональным камертоном", сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом - матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.
2. Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки. Вот какой сенсорный материал предлагает Монтессори в своем первом основополагающем труде "Метод научной педагогики":
Дидактический материал, который использовался в упражнениях при зрительно-различительном восприятии размеров, представляет собой геометрические вкладные тела. Играя с таким набором, ребенок сам приучается различать предметы по их толщине, высоте и объему. Все цилиндры вынимаются из гнезд, перемешиваются. Рассматривая цилиндры и гнезда, ребенок должен вернуть каждый цилиндр на свое место, так, чтобы тот без усилий поместился в гнезде.
Другой набор представляет собой большие бруски постепенно изменяющихся размеров: всего четыре группы брусков.
Десять четырехгранных призм, из которых самая большая имеет основание 10 см, а основания других убывают постепенно на 1 см. Длина каждого бруска 20 см. Ребенок строит лестницу, ступени которой становятся все более широкими к вершине. Он сам может себя проконтролировать, так как если ошибся, то лестница будет неправильная. Здесь главный признак - толщина.
Дети могут играть с каждым набором в отдельности или со всеми наборами одновременно, тогда они могут и должны сосредоточивать свое внимание на определенном параметре величины, что весьма полезно для детей.
Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия форм - восприятия зрительно-тактильно-мускульного. Этот материал постоянно совершенствовался Монтессори, и в окончательном виде он представлял собой: ящик с коллекцией геометрических формочек; шкаф с выдвижными ящиками, в которых помещаются рамки с геометрическими вкладками; три серии карточек. Ребенок учится соотносить форму с прорезями, сначала ошибается, идет путем проб и ошибок, а затем достаточно быстро определяет нужную ему форму и быстро выполняет действие.
В играх и упражнениях зрительные впечатления соединяются с тактильно-мускульным восприятием, ребенок видит и ощупывает форму, затем проделывает то же самое с отверстием, в которое вставляется эта форма.
Этот же принцип - объединение зрительного восприятия и мускульно-тактильного - используется в играх с карточками. Ребенок должен наложить определенную форму на нарисованную на карточке так, чтобы они полностью совпали.
Дидактический материал для зрительно-различительного восприятия цветов: воспитание хроматического чувства.
Упражнения в распознавании звуков направлено на то, чтобы приучить ухо ребенка ко всякого рода шумам так, чтобы оно могло отличить самый легкий шум. Такое воспитание чувства слуха преследует еще и другую цель: оно развивает эстетическое чувство и помогает выработке практической дисциплины.
Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка.