Требования к занятиям с детьми раннего возраста

Особенности обучения детей раннего возраста

Особенности обучения детей раннего возраста, требования к занятиям

 

 

1. Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка, Обучаю­щие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение.

Основными задачами обучения детей первого года жизни являются:

• развитие сенсорики ребенка - формирование ощущений и восприятий (зрительного, слухового, тактильного);

• развитие движений - перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба;

• развитие предметных действий - узнавание некоторых предметов, дей­ствия с ними в соответствии со свойствами (закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.);

• развитие речи - понимание речи взрослого, подражание речи, актив­ное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов.

Обучение в первые месяцы осуществляется индивидуально, а после 9 месяцев воспитатель может объединять 2-3 детей для совместных заня­тий. Особого внимания требует тон обращения к ребенку.

Большое значение имеет опосредованное обучение: подбор игрушек, кар­тинок, предметов быта. Воспитатель учит ребенка пользоваться ими, и на этой основе развивает самостоятельную деятельность малыша.

По достижении ребенком 5-6 месяцев взрослый показывает ему дей­ствия с предметами, движения; называет их. Проводит занятия, на­правленные на формирование звуков.

На втором году жизни ребенка обучение принимает более целенаправ­ленный характер, хотя задачи его остаются прежними. Занятия направ­лены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладе­ние речью. Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов.

На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают дей­ствиям с дидактическими игрушками. Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматри­ванию иллюстраций и картинок. На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке; формируют пер­вые певческие реакции. На физкультурных занятиях проводится обуче­ние детей основным движениям.

 

2. К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие тре­бования:

планировать заранее и проводить занятия ежедневно в каждый отрезок бодрствования;

• продолжительность занятий зависит от сформированности у детей уме­ний слушать взрослого, играть, действовать по его указанию. Чем лучше развиты эти умения, тем продолжительнее может быть занятие (с деть­ми второго года жизни - до 10 - 12 мин.);

• занятия одного и того же содержания следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени (5-6 дней), так как умения и зна­ния закрепляются у детей постепенно;

• необходимо создавать условия для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);

• занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по име­ни к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам. Это необходимо в силу того, что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контак­те со взрослым.