Моделирование

Опыты и эксперименты

Упражнение

Характеристика практических методов обучения

 

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью кото­рых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению но­вых знаний, умений практический характер.

Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

1. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или прак­тических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посред­ством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.

В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражатель­ные упражнения). К таковым относятся упражнения развитие артикуля­ционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.

Упражнения другого типа называются конструктивными. потому что в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усво­енные способы действий на новое содержание.

И наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие ком­бинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет. Упражнения проводятся в определенной системе, которая выстраива­ется на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также

соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений происходит за счет изменений в характере знаний и умений, которые даются ребенку, а также за счет увеличения (уменьшения) времени их выполнения.

Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обуче­нии, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в инте­ресную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий дети с осо­бым интересом и легко воспринимают новые знания и умения, закреп­ляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радос­ти, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.

 

2. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дош­кольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п. Деятельность по экспериментированию, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяже­нии всего дошкольного возраста.

Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементар­ных опытов. В ходе их проведения педагог вместе с детьми создает спе­циальные условия, которые помогают определить тот или иной скры­тый признак. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются на­блюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.

 

3. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемо­го объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, ка­ким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Это прежде всего предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при ус­ловии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познава­тельными обследовательскими действиями, со способностью к замеще­нию предметов посредством условных знаков, символов.