Наглядные приемы

Характеристика наглядных методов и приемов обучения

1. Наглядные методы

Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений.

1. К группе наглядных методов обучения относятся: 1) наблюдение; 2) демонстрация наглядных пособий (предметов, картин, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изме­нения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, заме­чать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важ­ное значение для формирования полноценных представлений и разви­тия познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, во­ображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях, экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения илю-

бую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обога­тить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств. В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направле­ниям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объек­тов. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков при повтор­ных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению.

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: крат­ковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравни­тельные:

длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процес­сом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что дает необходимый материал для развития мыслительной деятельности;

сравнительные наблюдения представляют особую ценность для разви­тия мыслительной деятельности детей.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к на­блюдению как методу обучения. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы. Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических за­дач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и не­знакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обу­чения (ТСО) используются для создания динамических наглядных об­разов.

Наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.

 

2. В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ спо­собов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельнос­ти, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспита­тель обозначает словом.

Показ образца используется в обучении изобразительной деятельнос­ти, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения. В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог пред­лагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или ча­стичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).