Доступность

Наглядность

Научность

Принцип развивающего обучения.

Принцип воспитывающего обучения

Принципы обучения

 

5. Систематичность и последовательность

7. Принцип осознания процесса обучения

 

Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумева­ются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

1. В принципе воспитывающего обученияпроявляется одна из закономерно­стей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога всегда носит преимущественно воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание.

На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспи­тывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный про­цесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организа­ции, методы и средства.

Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью оз­накомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребен­ка складывается динамически развивающийся "образ мира", происхо­дит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентации.

 

2. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит за­кономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, па­мяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

 

3. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения сле­дующих правил, реализующих принцип научности:

· обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предме­тов, явлений, вызвать к ним положительное и заинтересованное отно­шение;

· при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существен­ные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений;

· учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;

· раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объек­тов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса раз­вития, зависимость от внешних условий, места, времени.

4. Принцип наглядности Я А. Коменский справедливо считал "золотым прави­лом" дидактики, ибо "ничего нет в уме, чего не было в ощущениях". Пол­ноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

Коменскому вторил К.Д. Ушинский, утверждавший, что "детская при­рода ясно требует наглядности".

Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (на­глядно-действенному, наглядно-образному) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы способствует правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает пони­мание, прочное запоминание.

Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные об­разы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредствен­но в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

5. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что ус­воение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обуче­ния. Последовательность обучения заложена в общеобразовательных программах, предназначенных для дошкольных учреждений.

6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Еще Я.А. Коменский выдвинул несколько правил реализации этого прин­ципа, не утративших своего значения и сегодня:

· переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко;

· переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

7. Принцип осознания процесса обучения (И.Я.Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходи­мость, развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать ит. п.