Обучение детей вне занятий.

Структура занятий

Типы занятий

 

1. Традиционно по дидактическим задачам занятия делятся на три группы:

 

- занятия по усвоению новых знаний, умений;

- по закреплению ранее приобретенных знаний, умений;

- творческому применению знаний и умений

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

По содержанию занятия могут быть интегрированными, то есть объединяющими знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

 

2. Занятия имеют определенное строение (структуры), которое во многом диктует содержание обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих фактов в любом занятии выделяется три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс), окончание

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращение ко всем детям необходимо только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата – необходимое завершение практической и учебной деятельности на занятии. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретении знаний и умений.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усердие, желание выполнить задание, то есть активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выполнению задания. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются сами дети.

 

3. Обучение детей не ограничивается занятиями. Значительную часть знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания и вне знаний.

С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятий. Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы». Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение детей в процессе обучения.

Обучению детей вне занятий служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке и многое другое.