Основные понятия теории потребностей

Введение

 

Экономическая деятельность любого общества основана на произ­водстве товаров и оказании услуг. Товар или услуга ориентированы на удовлетворение потребностей не самого производителя, а других людей — потребителей. Предметы и действия, не удовлетворяющие этим потребностям, не пользуются спросом и перестают быть това­рами и услугами. Поэтому никакая сервисная деятельность — то есть деятельность по оказанию услуг — невозможна без знания человече­ских потребностей и понимания способов их удовлетворения.

В современном обществе накоплен большой опыт организации конкретных сервисных программ в сфере торгового, бытового, ин­формационного, медицинского, образовательного, туристического, анимационного и других видов сервиса.

Анализ этого опыта показы­вает, что любая сервисная деятельность основывается не только на умении найти удачные технические решения конкретных проблем, но и на глубоких стратегических концепциях, определяющих общие направления работы. Для планирования сервисной деятельности и ее совершенствования необходимо представлять, какова природа че­ловеческих потребностей, как они формируются и взаимодействуют друг с другом, каким образом влияют на поведение человека, какие способы удовлетворения этих потребностей использовались в про­шлом, существуют в настоящее время и могут быть предложены в будущем.

Сейчас, в эпоху формирования сервисной экономики, уже недостаточно отвечать на эти вопросы, опираясь только на здравый смысл и личный опыт того или иного менеджера или сервисолога.

 

Учебное пособие «Человек и его потребности» знакомит с представ­лениями о человеке и развитии человеческих потребностей, которые выработаны в современной науке — прежде всего в философии, со­циологии, психологии и экономике. Пособие ориентировано на сту­дентов, имеющих хотя бы базовые представления во всех перечислен­ных областях знания. Использование этого комплекса знаний позво­ляет на серьезном теоретическом уровне анализировать потребности человека и формировать стратегические направления развития сер­виса. Более того, представляется, что в условиях современной эконо­мики никакой вид деятельности вообще не может быть успешным, конкурентоспособным и максимально продуктивным без ясной, осо­знанно сформулированной общей концепции человека и человече­ских потребностей.

Глава 1. Понятие и предмет «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

 

 

Система потребностей является важнейшей социально-психологической характеристикой личности и любой группы людей. Потребность возникает в результате определенного состояния процесса обмена со средой. Это состояние характеризуется тем, что процесс не может осуществляться сам по себе и нуждается в соответствующих предметах внешнего мира или условиях для освоения этих предметов. Такое состояние процесса взаимодействия вызывает и определенное психическое состояние личности. С этой точки зрения, потребность — это относительно устойчивое психическое состояние личности, характери­зующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие существования личности.

Словарь В. Даля определяет потребность как надобность, нужду в чем-либо. Современный словарь русского языка Ожегова дает аналогичное толкование, добавляя, что это «нужда, требующая удовлетворения». То есть термин «потребность» связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность. Не случайно рядом со словом «потребность» чаще всего стоит слово «удовлетворение» («удовольствие»). Удовлетворение потребности, как правило, предполагает активную деятельность, цель которой — восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально существующим. Поэтому потребность — это импульс активности субъекта, ее побуждающее начало.

Предмет науки «Человек и его потребности» включает:

- объективные законы и закономерности философско-психологического понимания человеком смысла своегосуществования и вытекающих из этого потребностей;

- изучение возможности использования этих законов в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;

- разработку и совершенствование современных концепций, методов и подходов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.

Содержание предмета «Человек и его потребности» — это анализ теории потребностей; изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложение современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителя.

Методология предмета — это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при описании современных представлений о человеческих потребностях, обеспечивающих переход от познания системы законов развития потребностей к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.

Любая научная концепция формулируется, как известно, с помощью системы понятий. Эти понятия, с одной стороны, обобщают имеющиеся на данный момент знания об объекте исследования. С другой стороны, только строгое определение научных понятий дает возможность корректно ставить, обсуждать и решать новые проблемы. Поэтому и рассмотрение человеческих потребностей целесообразно начать с точного определения основных понятий, которыми мы будем пользоваться при дальнейшем изложении.

В обыденной речи с категорией потребностисближают прежде всего понятия «нужда», «желание», «прихоть», «стремление», «влечение». Уточним, в каком смысле мы будем использовать эти термины.

Желаниеили стремление— это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком.

Близкое к ним понятие прихотьобозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований.

Нужда — обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный, неотлагательный и повелительный характер. Потребность вырождается в нужду в состоянии дефицита, когда она длительное время не удовлетворяется. Понятие «нужда» больше соответствует материальным потребностям. Но не применимо, когда речь идет о духовных, специфических потребностях человека

В нужде преобладает объективный компонент, который определяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жилье — это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изысканных блюдах, элитных автомобилях — это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходимыми для существования человека.

Наконец, саму потребностьможно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». Мы уже видели, что в потребности объединены два компонента — объективный и субъективный. Объективная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно, т. е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным — правильным или ошибочным, полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т. п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.

Потребность— это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Соотношение понятий «нужда», «потребность» и «желание» можно представить в виде схемы (рис. 1).

В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание — особенно принявшее форму каприза или прихоти — может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде же­ланий, стремлений, прихотей).

 

Рис. 1. Соотношение понятии «нужда», «потребность» и «желание»

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом и свое место в мире.На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей.

Метод— способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для практического и теоретического освоения действительности.

Сервис — особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами и организациями.

Культура — комплекс, включающий знание, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Личность— набор характеристик, определяющих уникальность индивидуума и отличающих его от других, обеспечивает устойчивость реакций, основанных на прочих внутренних психологических характеристиках.

Образование— процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Воспитание— целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания).

Обучение— результат обработки и усвоения некоторого объема информации, откладывающейся в памяти и позволяющей сформировать отношение к определенным идеям, объектам и людям.

Эмоции — сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение. Эмоции часто являются реакцией на набор внешних событий, однако могут инициироваться и с помощью внутренних процессов, таких как воображение, размышление и т.п.

Жизненный стиль— образ жизни потребителя и использование ресурсов: времени, денег, информации. Жизненный стиль отражает деятельность, интересы, мнения людей.

Мотивы— это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.

Мотивация — движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения.

Интересопределяют как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной груп­пы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса — к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т. п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприни­матели и особенно представители крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения дела­ют это с опозданием.

Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Предмет «Человек и его потребности» решает следующие практические задачи:

- Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.

- Анализ процесса формирования человека в ходе истории.

- Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.

- Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.

- Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.

- Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке.

Объектом исследования является одна из сфер человеческой жизни— процесс потребления и анализ удовлетворения исходных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования товаров или услуг.

Изучение курса «Человек и его потребности» — одно из важнейших направлений человекознания, которое относится к числу центральных и наиболее сложных проблем науки о человеке. Ее значение вызвано интересом к вопросу о побудительных мотивах человеческой активности, стимулирования труда, о взаимоотношениях общества и личности.

Курс поможет ответить на вопросы: Как происходят изменения в человеческом характере при переходе от одной эпохи к другой? Почему дух Возрождения отличается от духа средневековья? Почему человеческий характер в условиях капитализма уже не такой, каким был в начале XIX века? Почему возникают новые потребности? Как писал Э. Фромм: «...мы обнаруживаем, что с эпохи Возрождения и до наших дней люди преисполнены пылким стремлением к славе. Это стремление, которое кажется столь естественным, было совсем нехарактерно для человека средневекового общества. За тот же период в людях развилось осознание красоты природы, которого прежде просто не существовало. В странах Северной Европы начиная с XVI века в людях развилась неуемная страсть к труду, которой до того не было у свободного человека» [1.С.21].

В современных условиях глобализации потребления товаров и услуг, развития деловой экономической жизни, в связи с появлением новых услуг, изучение потребностей становится обязательным элементом развития сервисной деятельности. Раньше считалось, что сфера услуг дополняет сферу материального производства. Качеству обслуживания и изучению потребностей клиентов уделялось мало внимания. В настоящее время сервисные организации ведут жесткую войну за клиента» победят в которой те организации, которые совершенствуют формы и методы обслуживания, улучшают качество, стремятся максимально удовлетворить потребности клиента.

В учебном пособии рассматриваются основные концепции человеческих потребностей в истории общественной мысли, начиная с периода первобытнообщинного строя до мыслителей современности. Исследуется взаимосвязь биологических и социальных, материальных и духовных, индивидуальных и общественных, рутинных и творческих потребностей человека, а также их отражение в сервисной деятельности. Особое внимание уделяется организации сервисной деятельности как инструменту удовлетворения потребностей, современным концепциям, методам и подходам управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг, а также анализу внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на выбор клиента.

1.2. Определение понятия «потребности человека»

 

Проблема потребностей носит междисциплинарный характер, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении ряда научных подходов в изучении данной проблемы.

Экономический подход. С точки зрения этого подхода выделяются материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. Отсюда следует, что:

- сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;

- потребность выражает одновременно цель, результат и меру общественного производства;

- потребности рассматриваются в связи с потребительским спросом.

Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений.

Психологический подход. В рамках этого подхода содержится насколько направлений исследования потребностей человека:

- потребность как нужда;

- потребность как состояние;

- потребность как мотив.

С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются, прежде всего, в таких состояниях как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность. Потребностное состояние характеризуется переживаниями, эмоциями, которые, в зависимости от уровня удовлетворения потребностей, могут быть положительными или отрицательными.

Потребность тесно связана с мотивацией деятельности. Потребность — это причина деятельности, а мотив — ее обоснование. При этом следует учесть, что одна и та же деятельность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность в образовании может иметь в качестве мотивации: личностный рост, социальный статус, финансовое благополучие и т.д.

Философский подход. Понимание потребностей в философском аспекте более широкое, чем в экономическом и психологическом. Понятие «потребность» раскрывается через понятия: «нужда», «необходимость», «объективное», «субъективное», «деятельность», «цель», «интерес», «ценность».

Наиболее часто встречающееся определение: «потребность» — это нужда. В чем-либо. Потребности касаются всего, что нужно для организма» того, чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Таким образом, понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, ведь у человека потребность связана не только с объективно существующим дефицитом необходимых жизненных веществ в организме, но и включает требования человека к условиям среды своего обитания, а также процесс осознания потребности.

Рассмотрим соотношение понятия «потребность» с понятием «необходимость». В фундаменте понятия «потребность» лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности — это условие самого существования биоло­гической или социальной системы.

В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость — универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения. Что касается понятия «потребность», то оно выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.

Потребность отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желаемым. Всякая потребность представляет собой реальные противоречия, которые разрешаются благодаря деятельности человека.

Рассмотрим функции потребностей. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, деятельности и поведении человека. Можно выделить следующие функции:

Побудительная. Потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.

Познавательная. В процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.

Оценочная. Потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды.

Мировоззренческая функция. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса. Гармоничность и разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями, преимущественное развитие первых в ущерб вторым приводит к психологии потребительства, к вещизму, меркантильности. Узость, ущерб потребностей ведет к сужению трудовой активности, к духовно-нравственной бедности.

На основе вышеизложенных положений можно дать следующие определения потребности. Потребность— переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и возбуждающее активность человека. Это форма связи и зависимости человека от состояния внешней и внутренней среды.

Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений — это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не создано ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — в менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью и т. п.

Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить?

Во-первых,теория потребностей прямо связана с мировоззрением, составляющим глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие — отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесме­нам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирова­ния своих практических действий.

Во-вторых,наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала — биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в человеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т. п.) и желание удовлетворить потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыражении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса биологических и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности.

В-третьих,для работы в сфере сервиса важно понимать, как возникают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим. Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но, тем не менее, в любой социальной системе потребности упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что — от субъективных желаний человека? Как воздействовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей развития общества и сознательной деятельности людей — одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе.

Наконец, в-четвертых,потребности имеют глубинную философскую и психологическую основу — понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия, в конечном счете, зависят от мировоззрения, системы ценностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти представления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного человека. То, что казалось важным и ценным для первоклассника, скорее всего, станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию. Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины — матери большого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, один из классиков философии экзистенциализма (подробнее это философское направление мы рассмотрим в главе 3, § 1), даже утверждал, что концепция смысла жизни оказывается для человека гораздо важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире. «Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, — писал Камю. — В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов»1. Экзистенциалисты предложили свое теоретическое понимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами – практиками стоит в чем-то более сложная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего существования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого человека), проанализировать зависящую от этих представлений систему потребностей и предложить эффективные, взаимовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей.