Организационное обеспечение деятельности судов.
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ СУДЕБНОГО
Система Судебного департамента.Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.
Правовая основа деятельности Судебного департамента.Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.
Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Финансирование судов, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента. Финансирование судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
Финансирование судебной системы осуществляется в соответствии с федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30 – ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»[1]. Согласно ст. 1 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы предусмотренной на их содержание Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Основную работу по финансированию судов выполняет финансово-экономический отел.
Финансово-экономический отдел создан для эффективной реализации финансового обеспечения деятельности судов и судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, осуществляет следующие задачи и функции:
- формирование бюджетной, материальной заявки Управления Судебного департамента на год;
- контроль над расходованием на содержание и ремонт зданий судов и управления, транспортных средств, оплату коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи;
- расходы на социальные сферы и льготы, включая обеспечение судей, других работников районных и городских судов и Управления Судебного департамента в Хабаровском крае;
- обеспечение средствами на развитие материально-технической базы районных и городских судов и управления;
- финансовое обеспечение районных и городских судов и Управления Судебного департамента для приобретения юридической литературы, периодических изданий, специальной информации на электронных носителях;
- производит отчисления в Федеральный фонд развития судейской системы (формируется за счет отчислений в размере 30% от суммы государственной пошлины, взыскиваемой федеральными судами, и средств, полученных от реализации имущества, конфискованного вступившим в законную силу приговором, по определениям и постановлениям федеральных судов;
- контроль над расходованием бюджетных средств, проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности[2].
Впервые в 2007 году общий объем финансирования превысил один миллиард рублей, а в 2008 году составил 1300 млн. рублей.
Управление Судебного департамента в Хабаровском, Приморском краях, Управление Судебного департамента в Амурской области и Отдел Судебного департамента в Еврейской Автономной Области ориентировано на эффективное и полное использование средств федерального бюджета, выделенных на финансирование судов и управления в соответствии с целевым назначением. Так в 2009 году общий объем финансирования для судов и Отдела Судебного департамента в Еврейской Автономной Области составил 231 962,1 тыс. рублей[3]. Общий объем финансирования для судов и Управления Судебного департамента в Камчатском крае в 2010 году составил 768 459 тыс. рублей[4]. В 2009 году Управлением Судебного департамента в Хабаровском крае эффективно освоено средств в объеме 17926, 56 тыс. рублей[5].
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год, согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.
Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, а также на создание условий для деятельности органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.
Судебным департаментом и его территориальными органами ведется постоянная работа, нацеленная на своевременное определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, укомплектование штатов судей, формирование необходимого резерва, решение актуальных проблем кадрового обеспечения деятельности судов. В данный период времени наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов; штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.
Так на VI Всероссийском съезде судей констатировалось, что «ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 млн. гражданских дел, более 1 млн. дел уголовных, 3 млн. дел об административных правонарушениях и 1 млн. различных материалов. Эти обстоятельства и статистика свидетельствуют не только о высокой нагрузке на судей судов общей юрисдикции, но и о значительном расширении сферы судебной защиты прав и свобод. А она может быть эффективна только в том случае, если имеется высококачественная законодательная база, нормальное кадровое и ресурсное, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности судов»[6].
Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.
Судебный департамент осуществляет материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции, оснащение их необходимым оборудованием, расходными материалами, информационно-правовыми системами и программами, организуется строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента, оснащение судов мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями, организация охраны зданий судов. Одним из важнейших направлений деятельности Судебного департамента является укрепление и обновление материально-технической базы судов, обеспечение судов основными материально-техническими средствами.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема с оснащением судов компьютерной и копировальной техникой. Например, в Хабаровском крае оснащение компьютерной техникой составляет 90% (без учета оснащения залов судебных заседаний) при этом следует учитывать, что от 30 до 40% основных средств компьютерной техники составляет морально устаревшее оборудование. В Камчатском крае по сравнению с 2009 годом в 2010 году поставлено компьютерной техники в 3,41 раза больше (2009 год – 32 комплекта, 2010 год – 109 комплектов). В Приморском крае в 2009 году обеспечение судов компьютерной техникой составляла 80%, в 2010 году 90%. Это затрудняет работу. Аналогичная проблема существует и с копировальной техникой, сканерами. При этом данное техническое оборудование необходимо не только для внутренней работы суда, но и для работы с гражданами.
Для осуществления мероприятий по организационному обеспечению деятельности судов на всей территории страны создана система Судебного департамента, которую составляют:
- собственно Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;
- управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Полномочия, структура и организации деятельности судебного департамента. Судебный департамент:
1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
11) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
12) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
13) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
Реализация полномочий Судебным департаментом призвана способствовать его оптимальная структура. В состав Судебного департамента входят следующие подразделения:
- главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
- главное управление обеспечения деятельности военных судов;
- главное финансово-экономическое управление;
- управление государственной службы и кадрового обеспечения;
- контрольно-ревизионное управление;
- управление делами;
- управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
- управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества;
- управление социальной защиты судей и государственных служащих; отдел учебных и образовательных учреждений;
- отдел международно-правового сотрудничества;
- юридический отдел;
- административно-хозяйственный отдел.
Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Судебный департамент задач.
По уровню материального и социального обеспечения Генеральный директор приравнен к федеральному министру (ст. 8 Закона о Судебном департаменте).
В Судебном департаменте действует коллегия. В ее состав по должности входят Генеральный директор и его заместители, входящие в состав коллегии по должности, а также другие работники Судебного департамента. Основными задачами коллегии являются: коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями; определение направлений и форм взаимодействия Департамента с органами государственной власти и общественными объединениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенствованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия; разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Департамента.
Благодаря созданию такого федерального органа, как Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации впервые был реализован один из самых принципиальных интересов судебной власти. Передача от Министерства юстиции России новому федеральному органу функций по финансовому, материально-техническому, кадровому и информационному обеспечению судов общей юрисдикции означала не только создание нового органа, но и отделение судебной власти от исполнительной. По существу эта была практическая реализация конституционного принципа разделения властей. Впервые судейское сообщество получало полномочия по контролю над своим бюджетом. В этом и состояла новаторская по своему замыслу идея о создании федерального государственного органа, работающего в интересах российского правосудия и под его контролем.