Влияние перемещения грузов на посадку и остойчивость судна
Для определения посадки и остойчивости судна при произвольном перемещении грузов необходимо рассмотреть раздельно вертикальное, поперечное горизонтальное и продольное горизонтальное перемещение.
Необходимо помнить, что в начале следует выполнить расчеты, связанные с изменением остойчивости (вертикальное перемещение, подъем груза)
3.6.1 Вертикальное перемещение груза (рис.3.9) из точки 1 в точку 2 не создает момента, способного наклонить судно, и следовательно, его посадка не меняется (если только остойчивость судна при этом остается положительной). Такое перемещение приводит только к изменению по высоте положения центра тяжести судна. Можно сделать вывод, что данное перемещение приводит к изменению остойчивости нагрузки при неизменной остойчивости формы. Перемещение центра тяжести определяется по известной теореме теоретической механики:
δzg = (z2 – z1),
где m – масса перемещаемого груза,
Δ – масса судна,
z1 и z2 – аппликаты ЦТ груза до и после перемещения.
Приращение метацентрических высот составит:
δh = δН = – δzg= – (z2 – z1).
Судно после перемещения груза будет иметь поперечную метацентрическую высоту:
h1 = h + δh.
Вертикальное перемещение груза не приводит к значительному изменению продольной метацентрической высоты, ввиду малости δН по сравнению с величиной Н.
Рисунок 3.9 – Вертикальное Рисунок 3.10 – Поперечное горизонтальное
перемещение груза перемещение груза
3.6.2 Подвешенные грузыпоявляются на судне в результате подъема груза из трюма на палубу, приемом улова, выборкой сетей с помощью грузовых стрел и т.п. Влияние на остойчивость судна подвешенный груз (рис.3.9) оказывает аналогично вертикально перемещенному, только изменение остойчивости происходит мгновенно в момент отрыва его от опоры. При подъеме груза, когда натяжение в шкентеле станет равным весу груза, происходит мгновенное перемещение центра тяжести груза из точки 1 в точку подвеса (точку 2) и дальнейший подъем не будет оказывать влияние на остойчивость судна. Оценить изменение метацентрической высоты можно по формуле
δh = – l,
где l = (z2 – z1) – первоначальная длина подвеса груза.
На небольших судах, в условиях пониженной остойчивости, подъем груза судовыми стрелами может представлять значительную опасность.
3.6.3 Поперечное горизонтальное перемещение грузамассой m (рис.3.10) приводит к изменению крена судна в результате возникающего момента m кр с плечом (y2 – y1)cosΘ.
m кр = m (y2 – y1) cosΘ = m ly cosΘ,
где y1 и y2 – ординаты положения ЦТ груза до и после перемещения.
Учитывая равенство кренящего mкр и восстанавливающего моментов mΘ, используя метацентрическую формулу остойчивости, получим: Δh sinΘ = m ly cosΘ, откуда
tgΘ = m ly /Δh.
Учитывая, что углы крена небольшие, можно считать, что
tgΘ = Θ = Θ0/57,30,
и формула примет вид:
Θ0 = 57,30 m ly /Δh.
Если до перемещения груза судно имело крен, то в данной формуле угол следует рассматривать как приращение δΘ0
3.6.4 Продольное горизонтальное перемещение груза(рис.3.11) приводит к изменению дифферента судна и поперечной метацентрической высоты. По аналогии с предыдущим случаем при МΨ = Мдиф, получим:
tg Ψ = m lх /ΔН, или
Ψ0 = 57,30 m lх /ΔН.
На практике продольные наклонения чаще оценивают величиной дифферента Df = Ψ0 L /57,30, тогда
Df = m lх L /ΔН,
где L – длина судна.
Используя момент, дифференующий судно на 1 см (входящий в состав грузовой шкалы и КЭТЧ),
mД = 0,01 γV Н/ L (кН м/см) ;
mД = 0,01 ΔН/ L = 0,01 ΔR / L (т м/см),
так как Н » R, получим
Df = m lх / mД (см).
Рисунок 3.11 –Продольное горизонтальное перемещение груза
Изменение осадок при продольном перемещении груза:
δdн = (0,5L – xf ) Df/ L,
δdк = – (0,5L + xf ) Df/ L.
Тогда новые осадки судна будут:
dн1 = dн + δdн = dн + (0,5L – xf ) Df/ L,
dк1 = dк + δdк = dк – (0,5L + xf ) Df/ L;
где xf – абсцисса оси продольных наклонений.