Сущность процесса воспитания
Воспитание как целенаправленный процесс
Содержание
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
5. Воспитание как целенаправленный процесс
5.1 Сущность процесса воспитания
5.2 Принципы воспитания
5.3 Критерии эффективности воспитательного процесса
5.4 Самовоспитание и перевоспитание
5.5 Современная отечественная концепция воспитания
5.6 Задания на усвоение и проверку
6. Современные зарубежные педагогические концепции и перспективы воспитания в России
6.1. Актуальность анализа зарубежных концепций
6.2. Типология педагогических концепций
6.3. Бихевиористическая педагогика
6.4. Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)
6.5. Неопозитивизм("новый гуманизм")
6.6. Экзистенциализм в педагогике
6.7. Теория социализации как педагогическая концепция
6.8. Перспективы воспитания в России
6.9 Задания на усвоение и проверку
7. Содержание и пути воспитания учащихся
7.1 Понятие о содержании воспитания
7.2 Умственное воспитание
7.3 Нравственное и гражданское воспитание
7.3.1 Гражданское воспитание
7.4 Трудовое воспитание и профориентация учащихся
7.5 Эстетическое воспитание
7.6 Физическое воспитание
7.7 Задания на усвоение и проверку
8. Методы и средства воспитания
8.1 Основные понятия и классификация методов
8.2 Методы формирования сознания
8.3 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
8.4 Методы стимулирования поведения и деятельности
8.5 Система методов или классификация?
8.6 Методы воспитания в западной педагогике
8.7 Выбор методов воспитания и техника применения
8.8 Задания на усвоение и проверку
9. Коллектив как средство воспитания
10. Классный руководитель в школе
10.1 Функции классного руководителя
10.2 Диагностика в работе классного руководителя
10.2.1 Понятие о диагностике
10.2.2 Содержание и методы изучения школьников
10.2.3 Организация диагностики, оформление и использование результатов
10.3 Планирование работы классного руководителя
10.4 Организация воспитательной работы с классом
10.4.1 Виды деятельности учащихся и формы работы с классом
10.4.2 Коллективная творческая деятельность
10.5 Задания на усвоение и проверку
11. Социализация и воспитание
11.1 Институты социализации
11.2 Семья как институт социализации
11.3 Семейное воспитание
11.4 Обучение родителей
11.5 Субкультура молодежи
11.6 Неформальные объединения молодежи
11.7 Девиантное поведение молодежи
11.8 Задания на усвоение и проверку
Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: - диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); - организация педагогического взаимодействия (реализация планов); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.