Приватизация это операция по передаче государственной собственности в частные руки путем ее продажи. Воспользоваться приватизацией могут как физические, так и юридические лица.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Вопрос № 2. Источники финансирования дефицита бюджета

В соответствии с БК РФ Статья 23. «Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов»

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

           
 
       
Дефицит Всего источников -521,4 521,4 -143,6 143,6 -10,8 10,8
       
Источники внутреннего финансирования дефицита 468, 4 49,9 - 26,0

 

                        Источники внешнего финансированиядефицита 53,0 93, 7 36,8                                

Финансирование дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 гг. будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель 2012 год (оценка)   2013 год 2014 год 2015 год
Всего источников 135,1 521,4 143,6 10,8
Государственные заимствования, всего 836,9 606,5 563,4 414,4
в том числе:        
привлечение 1 519,9 1 448,8 1 079,3 1 356,4
погашение -683,0 -842,3 -515,9 -942,0
Приватизация 300,0 427,7 330,8 595,1
Иные источники -1 001,8 -512,8 -750,6 -998,7
из них:        
Резервный фонд -836,1 -373,4 -596,3 -818,6
исполнение государственных гарантий -56,5 -58,3 -89,6 -160,0

Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственные внутренние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Государственные внешние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние и внешние заимствования РФ осуществляются в рамках программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, которые утверждаются как приложения к федеральным законам о федеральном бюджете.

Вопрос № 3. Источники внутреннего финансирования дефицита

федерального бюджета

В 2013 году объем привлечения от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынкепланируется в сумме 1 213,2 млрд. рублей. В 2014 привлечение указанных денежных средств планируется немного сократить до 842,2 млрд. рублей, а в 2015 году привлечение средств вновь увеличится до 1 114,8 млрд. рублей.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, запланирован в 2013 году в сумме 764,6 млрд. рублей. В 2014 году указанные бюджетные ассигнования запланированы в сумме 443,7 млн. рублей, в 2015 году – 808,3 млрд. рублей.

В 2013 – 2015 годах будет продолжена приватизация пакетов акций крупных инвестиционно привлекательных российских компаний.

В результате приватизации бывшая государственная собственность полностью переходит в частную собственность, что означает полное право ее распоряжением.

В 2013-2015 годах предполагается осуществить отчуждение из федеральной собственности акций таких акционерных обществ, как ОАО «Банк ВТБ», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Русгидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РЖД», ОАО «Объединенная зерновая компания», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «АК АЛРОСА», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Роснано», ОАО Аэрофлот», «Международный аэропорт Шереметьево».

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в объеме 427,7 млрд. рублей в 2013 году, 330,8 млрд. рублей в 2014 году 595,1 млрд. рублей в 2015 году.

Объем поступлений от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации планируется в 2013 году в сумме 10 970,0 млн. рублей. В 2014-2015 годах указанные поступления планируются в сумме 11 950,0 млн. рублей и 9 450,0 млн. рублей соответственно.

При этом выплаты на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в 2013-2014 годах запланированы в сумме 9 450,0 млн. рублей ежегодно. В 2015 году указанные выплаты планируются в сумме 8 950,0 млн. рублей.

Вопрос № 4. Источники внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета

 

Объем государственных внешних заимствований Российской Федерации в иностранной валюте в 2013 году составит 235,6 млрд. рублей (7,2 млрд. долларов США).

В 2014 году указанные внешние заимствования Российской Федерации планируются в объеме 237,1 млрд. рублей (7,2 млрд. долларов США) и в 2015 году – 241,6 млн. рублей (7,2 млрд. долларов США). Из них планируется привлечение денежных средств путем выпуска облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках в сумме до 7,0 млрд. долларов США ежегодно, что в рублевом эквиваленте составит 226, 8 млрд. рублей в 2013 году, 231,,0 млрд. рублей в 2014 году и 235,9 млрд. рублей в 2015 году.

При этом, объем погашения государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 году запланирован в сумме 77,7 млрд. рублей (2,4 млрд. долларов США). В 2014 году на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации планируется направить 72,3 млрд. рублей (2,2 млрд. долларов США), в 2015 году – 133,7 млрд. рублей (4,0 млрд. долларов США).

Помимо займов в форме выпуска гос.цен.бумаг заимствования осущ-ся в форме привлечения кредитов у МФО или кредитов иностранных государств.

В соотв. с ст.6 БК РФ Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.


Целевой иностранный кредит (заимствование) – это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора.

В 2013 году объем использования целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставляемых международными финансовыми организациями (МФО), планируется на уровне 9,0 млрд. рублей (271,4 млн. долларов США). В 2014-2015 годах предусматривается постепенное сокращение объемов внешних заимствований у МФО (в 2014 году в сумме 6,1 млрд. рублей (186,1 млн. долларов США) и в 2015 году в сумме 5,7 млрд. рублей (168,4 млн. долларов США).

Объемы предполагаемого использования средств займов МФО в 2013 - 2015 годах сформированы на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию проектов, и Групп реализации проектов с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МФО и условий Соглашений о займах между Российской Федерацией и МФО.

Проект "Содействие совершенствованию системы государст-венных финансов Российской Федера-ции" МБРР Повышение эффектив-ности системы государ-ственных и муниципаль-ных финансов России путем расширения институцио-нальных воз-можностей Минфина РФ, фед. органов исполнит. власти, органов испол. власти субъ-ектов РФ и муниципал-х образований Консультацион-ные услуги, про-граммные про-дукты Министер-ство финан-сов Россий-ской Феде-рации 50,0 0,0 7,5

 

 

Проект "Модерниза-ция информацион-ной системы тамо-женных органов" № 4689-0-RU МБРР Комплексная модерни-зация таможенного администрирования на основе новейших информационных технологий, направленная на содей-ствие торговле и повы-шение эффективности работы таможенных ор-ганов Компьютерное оборудование, консультацион-ные услуги Федеральная таможенная служба 15 мая 2020 года 140,0 131,6 8,0

 

Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамот-ности населения и развитию финансо-вого образования в Российской Федера-ции" № 7983-0-RU МБРР Повышение финансовой грамотности граждан Российской Федерации и укрепление основы для совершенствования защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг Товары, техниче-ские услуги, кон-сультационные услуги и финан-сирование под-проектов Министер-ство финан-сов Россий-ской Феде-рации 15 октября 2024 года 25,0 3,2 7,1
Проект "Развитие инфраструктуры рынка микрофинан-сирования в Россий-ской Федерации" МБРР Расширение возможно-стей доступа к финансо-вым услугам микропред-приятий и населения в удаленных местностях Консультацион-ные услуги, обо-рудование, про-граммное обеспе-чение, обучение Министер-ство финан-сов Россий-ской Феде-рации 20,0 0,0 4,8

 

Проект "Развитие системы государст-венной регистрации прав на недвижи-мость" № 4826-0-RU МБРР*** Совершенствование и модернизация су-ществующих систем учета и регистрации прав на недвижи-мость, улучшение обслуживания граж-дан, рост капитали-зации недвижимости Вычислитель-ная техника, оборудование, технологии, консультаци-онные услуги Федеральная служ-ба государствен. регистрации, кадастра и картографии 15 мая 2023 года 50,0 19,2 22,4
Проект "Реформа ЖКХ в России" Содействие осущ-ствлению реформы жкх Строительные работы, конс.услуги, оборуд-е   200,0 60,1 98,9

 

 

Сумма погашения основного долга по кредитам иностранных государств и международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте, в 2013 году проектируется в сумме 32, 4млрд. рублей (1 000,3 млн. долларов США), в 2014 году – 29,6 млрд. рублей (895,6 млн. долларов США) и в 2015 году – 23,1 млрд. рублей (683,4 млн. долларов США).

 

Предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам в 2013 году планируется в сумме 128 790,0 млн. рублей (3 975,0 млн. долларов США), в 2014 году – 101 310 млн. рублей (3 070,0 млн. долларов США), в 2015 году – 101 100,0 млн. рублей (3 000,0 млн. долларов США).

Указанные объемы средств необходимы для завершения действующих проектов и выполнения Российской Федерацией принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей, а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Основными направлениями экономического сотрудничества, в рамках которых планируется предоставление государственных кредитов в 2013 - 2015 годах, являются атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, прочие объекты, товары, услуги.