Влияние хозяйственных операций на баланс

Содержание и строение бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс, счета бухгалтерского учета, двойная запись

Исправление ошибок в бухгалтерском учете

Бухгалтерские документы должны быть заполнены правильно и четко, без помарок и исправлений. Но иногда при ведении учета возникают ошибки.

Ошибки могут быть локальные, когда искажение информации происходит в одном документе, например, неверно написана дата, или транзитные — если ошибка автоматически проходит через несколько учетных регистров, например, если неверно указана сумма какой-либо операции. В документах, оформляющих денежные операции, исправления вообще не допускаются, такие документы переписывают заново.

Наиболее распространенными методами исправления ошибок являются:

  • корректурный;
  • «красное сторно»;
  • дополнительной записи.

При корректурном методе неправильный текст или сумма зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы исправленная запись была видна, а сверху записывают правильный текст. Такой вид исправления оговаривается на полях с указанием подписи лица, сделавшего исправление.

Метод «красное сторно» применяется, когда в расчетах указана сумма больше, чем следует. При этом дополнительная запись для уточнения исправляемой суммы оформляется красной пастой (ручкой) или ее обводят в рамку. Красная сторнировочная запись считается отрицательной величиной, поэтому при подсчете итогов эта сумма вычитается.

Метод дополнительной записи используется в том случае, если запись сделана в сумме меньшей, чем следует. При этом на разницу в сумме делается дополнительная запись с той же корреспонденцией счетов.

Бухгалтерский баланс – это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив).

Основными составляющими бухгалтерского баланса являются активы, обязательства и капитал. В экономической литературе даётся следующие определения этих понятий:

Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательства – существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления ее хозяйственной деятельности и расчёты по которой могут привести к оттоку активов.

Капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за всё время деятельности организации.

При создании предприятия исполняется бухгалтерское равенство:

Активы = Пассивы

Обычно часть активов вносится кем-то другим, кто не является собственником, с учётом этого равенство имеет такой вид:

Активы = Капитал + Обязательства

Суммы обеих частей уравнения совпадают, потому что они описывают одни и те же объекты, но с двух разных точек зрения: актив отвечает на вопрос: чем являются средства, пассив отвечает на вопрос: кто вложил эти средства.

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, транспортные средства, запасы сырья и материалов, готовой продукции, товаров, задолженность контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и прочее. Обязательства складываются из денежной оценки полученных средств, которые организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и так далее. Истинность того, что суммы обеих частей балансового уравнения будут равны друг другу, не зависит от количества проведённых операций. Равенство активов и пассивов основывается на принципе двойной записи (способ ведения учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух счетах, обеспечивая общий баланс).

Активы и пассивы подразделяются на текущие и долгосрочные. В международной практике активы в балансе перечисляются в порядке их ликвидности.

Правильное составление бухгалтерского баланса предполагает:

  • Полный охват показателей и результатов деятельности компании.
  • Надлежащую группировку хозяйственных процессов в соответствии с природой того или иного процесса.

Схема бухгалтерского баланса приведена ниже.


 

 

БАЛАНС
Актив Пассив
Группировка имущества по составу и функциональной роли Сумма Группировка имущества по источникам образования и целевому назначению Сумма
Баланс (итог актива)   Баланс (итог пассива)  

В данной схеме баланс представлен в виде двусторонней таблицы, которая является наиболее распространенной. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Министерством финансов РФ и носит рекомендательный характер – организации могут дополнять, сокращать и видоизменять.

В рекомендуемой форме бухгалтерского баланса актив баланса состоит из двух разделов:

I. Внеоборотные активы;

II. Оборотные активы.

В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела.

III. Капитал и резервы;

IV. Долгосрочные займы;

V. Краткосрочные обязательства.

В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества пго составу и функциональной роли и по источникам образования и целевому назначению. Данные об имуществе и обязательствах в балансах отражаются обычно в тысячах рублей (тыс. руб.).

В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и др.

Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).

Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.

Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.

Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.

С точки зрения способа формирования различают сальдовый и оборотный балансы.

Сальдовый балансхарактеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

 

В бухгалтерском балансе отражается состояние имущества организации и источников его формирования на определенный момент времени. Между тем в организациях ежедневно совершаются самые разнообразные хозяйственные операции, и каждая из них вызывает изменения в состоянии хозяйственных ресурсов, а следовательно, и в самом балансе. Сущность этих изменений можно рассмотреть на примере следующих хозяйственных операций.

Таблица 1

БАЛАНС
Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 50 000 Уставный капитал 60 000
Материалы 20 000 Кредиты банка 20 000
Касса 1 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 10 000
Расчетные счета 29 000 Расчеты с персоналом по оплате труда 10 000
Баланс 100 000 Баланс 100 000

Первая операция. Получено с расчетного счета в банке в кассу для выдачи заработной платы рабочим и служащим 7 000 руб. В результате денежные средства в кассе увеличились на 7 000 руб., а на расчетном счете - уменьшились на 7 000 руб. Обе статьи расположены в активе баланса, и операция вызвала лишь перемещение средств из одной статьи в другую. Итог актива баланса не изменился, а поскольку в пассиве баланса вообще не было изменений, то равенство между итогом актива и пассива баланса сохранится.

Таблица 2

БАЛАНС
Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 50 000 Уставный капитал 60 000
Материалы 20 000 Кредиты банка 20 000
Касса 8 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 10 000
Расчетные счета 22 000 Расчеты с персоналом по оплате труда 10 000
Баланс 100 000 Баланс 100 000

Вторая операция. Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим в размере 7 000 руб. В результате средства в кассе уменьшаются на 7 000 руб. и одновременно уменьшается (вернее, погашается) задолженность по заработной плате перед рабочими и служащими. Операция вызывает уменьшение и актива (по статье «Касса»), и пассива баланса (по статье «Расчеты с персоналом по оплате труда») на равную сумму – 7 000 руб. От этого равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается.

Таблица 3

БАЛАНС
Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 50 000 Уставный капитал 60 000
Материалы 20 000 Кредиты банка 20 000
Касса 1 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 10 000
Расчетные счета 22 000 Расчеты с персоналом по оплате труда 3 000
Баланс 93 000 Баланс 93 000

Третья операция. От поставщиков поступили основные материалы на сумму 20 000 руб. В результате запасы основных материалов увеличиваются на 20 000 руб. Одновременно повышается задолженность перед поставщиками, так как с ними за поступившие материалы еще не рассчитались. Операция затрагивает одновременно и актив, и пассив баланса: в активе происходит увеличение на 20 000 руб. по статье «Материалы»; а в пассиве - на ту же сумму по статье «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Поскольку актив и пассив баланса увеличивается на одинаковую сумму, равенство итогов баланса не нарушается.


 

 

Таблица 4

БАЛАНС
Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 50 000 Уставный капитал 60 000
Материалы 40 000 Кредиты банка 20 000
Касса 1 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 30 000
Расчетные счета 22 000 Расчеты с персоналом по оплате труда 3 000
Баланс 113 000 Баланс 113 000

Четвертая операция. Оплачена (частично) задолженность поставщикам за счет краткосрочных кредитов банка на сумму 5 000 руб. По данной хозяйственной операции задолженность перед поставщиками уменьшилась на 5 000 руб., а задолженность по кредитам банка увеличилась на эту же сумму. Обе статьи отражены в пассиве баланса. Итог пассива не меняется и равен активу баланса.

Таблица 5

БАЛАНС
Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 50 000 Уставный капитал 60 000
Материалы 40 000 Кредиты банка 25 000
Касса 1 000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 25 000
Расчетные счета 22 000 Расчеты с персоналом по оплате труда 3 000
Баланс 113 000 Баланс 113 000

 

Приведенные в примере операции охватывают все возможные типы (их всего четыре) балансовых изменений, происходящих под влиянием хозяйственных операций: при операциях первого типа изменяется только состав имущества организации, а итог баланса остается прежним. Операции четвертого типа вызывают изменения только в составе источников формирования имущества, итог баланса не меняется. При операциях третьего типа увеличиваются имущество организации и источники его формирования на равную сумму; равенство итогов актива и пассива не нарушается. При операциях второго типа уменьшаются имущество организации и источники его формирования на одинаковую сумму; равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается.

Следовательно, любая хозяйственная операция не нарушает равенства итогов актива и пассива баланса.