Запомните: слово купца — золотое слово

Тема 2. Договорные отношения в коммерции

 

Как уже отмечалось, для совершения акта купли-продажи необходимо согласие обеих сторон: покупателя и продавца. Ему предшествуют переговоры между продавцом и покупателем, которые завершаются сделкой, т.е. четко выраженным согласием обеих сторон на условия купли-продажи товара. Если стороны не сумели выработать взаимно приемлемые условия, сделка будет сорвана и купля-продажа товара не состоится.

Сделка — соглашение двух сторон, продавца и покупателя об условиях, на которых товар может быть продан покупателю.

Совершение сделки — наиболее ответственный момент коммерческой операции, промежуточная цель коммерческой деятельности. Сделка заключается в том, что продавец и покупатель приходят к соглашению о том, что продавец обязуется продать, а покупатель — купить определенное количество товара установленного качества, в согласованном ассортименте, по такой-то цене; продавец берет на себя обязательство доставить товар в согласованный пункт в совместно определенные сроки.

Как правило, обсуждение условий сделки происходит в глубокой тайне, чтобы уберечь их от возможных конкурентов. История коммерции знает немало случаев, когда сделка срывалась из-за того, что сведения о ней просачивались за пределы совещательной комнаты. Экономический шпионаж наносит огромный ущерб многим коммерческим предприятиям.

Юридическое оформление сделки базируется на положениях договорного права, зафиксированных в Гражданском кодексе. Они исходят из реалий рыночной экономики и признания права собственности на товар, вовлекаемый в сферу обращения, равноправия хозяйственных связей продавцов/поставщиков и покупателей, а также полной хозяйственной самостоятельности субъектов коммерции. Договор составляется в письменной форме, в нескольких экземплярах, но может быть заключен по телеграфу, телетайпу, путем использования электронной почты и т.д. Сделка фиксируется в договоре/контракте, и подтверждается подписями контрагентов, хотя мировая практика знает устные, "джентльменские" соглашения. Нарушение предпринимателем своего слова/обязательства рассматривается в деловом мире как тягчайшее преступление против этики коммерсанта. Нарушитель своего обещания (помимо юридических и финансовых санкций) может стать изгоем в мире бизнеса.

Между юридическими лицами — продавцом/поставщиком и покупателем заключается договор (контракт) — документ, оформляющий соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав или обязанностей, а также предусматривает санкции за нарушение условий договора. В оптовой торговле заключается договор с предприятием-производителем или с оптовым торговым предприятием о поставке товаров. В розничной торговле, где покупателями являются физические лица, население, договор купли-продажи не заключается. Достаточно устного согласия покупателя приобрести товар и уплаты соответствующей суммы денег. По существу это тоже сделка, а документом, подтверждающим совершенную сделку, может считаться кассовый чек, а при покупке дорогих или технически сложных товаров — еще и товарный чек.

Итоги сделки юридических лиц фиксируются в договоре/контракте.

Договор/контракт купли-продажи — коммерческий документ, представляющий собой обязательство одной стороны (поставщика) — продать/поставить товар и другой стороны (покупателя) — принять и оплатить товар в соответствии с достигнутой договоренностью.

Договор/контракт, как правило, подписывается руководителями/владельцами предприятий или лицами, ими специально уполномоченными (агентами). В этом, последнем случае, составляется агентское соглашение/договормежду принципаломи агентом, где перечисляются поручения, которые обязуется выполнить агент.

В договоре на поставку товаров перечисляются: вид и разновидности товара, его количество и ассортиментный состав, сроки поставки, особые условия. В договоре должно быть выражено согласие покупателя принять товар в указанном месте и оплатить его по согласованным ценам. В договоре перечисляются санкции за нарушение договорных условий.

Типовой договор/контракт о поставке товара включает следующие положения (по согласованию сторон в договор могут быть включены дополнительные статьи):

 

Контракт (типовой)
датазаключения договора/контракта, его наименование и номер; преамбула: полное наименование сторон, заключивших договор, и их юридические адреса, а также иногда приводятся термины, использованные в тексте, и их истолкование; предмет договора/контракта: наименование товараи его описание (если товар состоит из отдельных составляющих, то их перечисляют и характеризуют в специальных приложениях, которые считаются неотъемлемой частью договора/контракта; количествопроданного товара, брутто, с упаковкой, или нетто (в установленных единицах измерения [1]); ассортиментпоставки: подробное перечисление ассортиментных видов с указанием количества товаров каждого вида [2]; качествотовара, его сорт, марка, вид упаковки и тары (при этом указывается, по какому стандарту определено качество, или оно устанавливается по образцу, согласованному обеими сторонами, если же поставка осуществляется по системе " кель-тель", т.е. товар принимается покупателем в таком виде, как есть, то продавец не несет ответственности за качество; ценатовара и его ассортиментных групп, возможные скидки и накидки (в частности, в ряде стран оптовая скидка с цены предоставляется при увеличении объема покупки, скидка предоставляется дилерам, осуществляющим послеторговое обслуживание и т.д.), цена франко-станция назначения или станция отправления; цена фиксируется на момент заключения договора/контракта: твердая, не подлежащая изменению в течение всего срока действия договора/контракта; подвижная, изменяемая в зависимости от колебаний цен на рынке; скользящая, изменяемая с учетом издержек продавца, которые не могли быть предусмотрены в момент подписания договора/контракта (примечание: способ расчета доплаты специально оговаривается); рефакция— ценовая скидка, которая предоставляется продавцом при частичной утере товаром его первоначальных свойств (усушка, утруска, утечка и т.п.) сроки и графикпоставки; срокдействия договора, условия его пролонгации (продления), сроки исполнения поставки или ее периодичность; порядокпоставки, способ завоза и т.п.; порядок и сроки денежной оплаты(с предоплатой, оплатой по завершении поставки, оплатой по частям, по соглашению сторон); [3] рекламации(определяется порядок и перечень возможных претензий) и возможные санкциипри нарушениях сторонами условий договора; гарантии(дается перечисление); особое условие (оговорка):регулирование сторонами своих отношений при изменении обстоятельств, действующих в момент заключения сделки (например, инфляционная оговорка, ценовая оговорка, валютная оговорка, налоговая оговорка и т.д.); форс-мажор: обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие выполнению договора/контракта (в целом или отдельных его статей) и не зависящие от усилий сторон; арбитраж.

Приложение:рекомендуется пользоваться следующей формулой скользящей цены [4]:

Р10 [А(Z1-Z 0 )+B(З10 )+С],

где:

Р1 — цена на момент поставки;

Р0 — цена на момент заключения договора;

А, В и С — удельный вес в цене соответственно: покупных материальных ресурсов, заработной платы, прочих элементов;

Z1 и Z0 — средняя цена материальных ресурсов соответственно: на момент поставки и на момент заключения договора;

З1 и З0 – средняя заработная плата у поставщика соответственно: на момент поставки и на момент заключения договора.

Договор считается заключенным с момента его подписания. Этому предшествует направление одной из сторон предложения заключить договор, с перечислением его условий ( оферта) и согласия другой ( акцепт). Получение акцепта подтверждает заключение договора. После окончания срока действия, при обоюдном согласии, договор может быть продлен на следующий срок ( пролонгирован).

Торговая деятельность — инструмент коммерции, который используется для того, чтобы выгодно закупить товар, а затем с прибылью продать его. Для этого необходимо: а) завязать с первоначальным владельцем товара (производителем или одним из торговых посредников) взаимовыгодные хозяйственные связи; б) управлять процессом товародвижения с целью оптимизации расходов; в) организовать процессы поиска клиента (покупателя), конкурентной борьбы и продажи товара, обеспечивая себе необходимую прибыль.

На следующей схеме показана примерная последовательность действий торгового предприятия, начиная с закупки товара и кончая его продажей (для упрощения здесь пропущен ряд операций):

Рис. 2.1. Последовательность коммерческих операций торгового предприятия

Для оптовой торговли крупными партиями товара требуется солидная коммерческая подготовка, предшествующая продаже/закупке. Сначала оптовый продавец (будь это производитель или оптовое торговое предприятие) и оптовый покупатель должны войти в контакт друг с другом. В зависимости от ситуации на рынке инициатива может принадлежать любому из них. Предприятие, проявляющее активность, направляет другому запрос о возможности купить товар или, наоборот, продать товар. Запрос покупателя содержит перечисление товаров, которые он желал бы приобрести, а также условия покупки, которые бы его устроили (количество товарных единиц, ассортимент, качество, марка, цена, предполагаемые сроки поставки, желаемые условия платежа и т.п.).

Запрос покупателя — коммерческий документ, обращение потенциального клиента к владельцу товара, в котором выражается просьба дать информацию о товаре, излагаются условия покупки и дается пожелание направить свои предложения (оферту) на поставку товара.

Предложение или согласие, данное в ответ на запрос, в принципе содержит те же реквизиты.

Предложение, или согласие на поставку (оферта) — коммерческий документ, обращение продавца к потенциальному клиенту, в котором дается информация о товаре, излагаются основные условия его продажи и содержится просьба направить заказ на товар.

Различаются: твердая оферта— письменное предложение на поставку товара одному покупателю с указанием срока, в течение которого владелец товара обещает не делать аналогичного предложения другим потенциальным клиентам; свободная оферта— направляемая сразу нескольким потенциальным клиентам и не содержащая никаких обязательств.

Ранее указывалось, что форма договорных отношений не обязательно требует обмена письмами, возможны и другие способы сообщений (электронная почта, факс, телефон и т.д.).

Заказ — коммерческий документ, в котором покупатель просит продавца о поставке определенного количества товаров, и излагает свои требования к ассортименту и качеству, сообщает свои условия предполагаемой сделки

Существует особая форма заказа —государственный заказот госбюджетных организаций и предприятий. Контроль за прохождением и выполнением госзаказа возложен на государственные органы торговли в центре и в регионах.

Предприятие, получившее оферту и согласившееся с предложенными условиями направляет контрагенту акцепт, т.е. формальное согласие на сделку.

Акцепт — коммерческий документ, который подтверждает согласие предприятия, получившего оферту, принять условия предложения без изменений; акцепт представляет собой основание для юридического оформления сделки

В определенных ситуациях покупатель вынужден отказаться от покупки, или же по каким-либо причинам он не может, или не желает оплачивать счет. Тогда он предъявляет поставщику мотивированный и документально оформленный отказ от акцепта, т.е. отказывается полностью или частично оплачивать товар по предъявленным расчетным документам.

В некоторых случаях, обычно, когда имеются ряд претендентов на товар, потенциальный покупатель может приобрести опцион, т.е. преимущественное право на приобретение товара, или право на прежних условиях (по тому же контракту) приобрести дополнительное количество товара.

Опцион (от лат. optionis — выбор) — коммерческий документ, закрепляющий права покупателя на приобретение товара первым, или на выбор альтернативных условий контракта, или на покупку дополнительных партий товара на тех же условиях

Покупка-продажа товара в форме аукционане требует такого сложного оформления сделки. Товары (отдельные единицы и партии — лоты) выставляются на продажу владельцами по согласованию с устроителями аукциона. Открытый торг ведет специалист-аукционист — представитель устроителей аукциона. Участники торгов (потенциальные покупатели) заранее подают заявки на право участия в аукционе. Аукционист объявляет стартовую цену за лот. Покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену. С участников аукциона взыскивается комиссионный сбор за купленные товары. Новое право собственности на купленный товар подтверждается сертификатами и другими документами.

Розничное торговое предприятие при оптовой закупке товаров непосредственно у производителя или у оптовой торговли точно так же выступает с заявками и заказами, оформляет заключение сделки договором/контрактом. Однако, при продаже товара в розницу оно имеет дело с сотнями и тысячами индивидуальных покупателей. Размер продажи по сравнению с оптовой невелик и для каждого акта купли-продажи ограничивается товарными единицами. Предложение товара осуществляется в форме показа товара (на стендах, витринах, полках и т.п.), а также в форме устного обращения продавца. Согласие купить товар подтверждается тоже устно и оформляется уплатой денег в кассу. Существует форма торговли, при которой индивидуальные потребители тоже делают заказы. Формой заказа можно считать популярную за рубежом торговлю по каталогам, посылочную и компьютерную торговлю.

Формирование коммерческих связей — процесс сложный и трудоемкий. В масштабах всей страны теоретически возможно огромное число комбинаций пар: поставщик-покупатель. Причем, это число надо еще умножить на количество наименований товаров и их видов, являющихся предметом сделки. Схема, приведенная на следующем рисунке, наглядно иллюстрирует возможность множества вариантов товарных связей без выдвижения каких-либо критериев приоритетности (см. рис. 2.2.):

 

Рис. 2.2. Варианты товарных связей

Как известно, сделки бывают краткосрочными, разовыми и долгосрочными, с постоянным кругом участников. Некоторые фирмы специализируются на случайных сделках и не заинтересованы в налаживании долговременных связей. Однако более солидные фирмы, разрабатывающие свою рыночную стратегию на перспективу, заинтересованы в поиске постоянных надежных партнеров.

Инициатива поиска партнера по сделке ложится на ту сторону, которая в ней больше заинтересована (напомним: на рынке продавцапокупатель ищет поставщика, на рынке покупателяпродавец ищет клиентов). Однако на практике интерес часто бывает обоюдным и обе стороны предпринимают активные шаги в поисках выгодного партнера. Если имеется несколько производителей, изготавливающих один и тот же товар, то покупатель имеет возможность выбирать наиболее приемлемого поставщика, опираясь на критерии качества, цены, издержек и т.п. Если же производитель — монополист в своей области, то и возможности выбора у покупателя не имеется. В таких случаях альтернативой для покупателя может быть только импорт, т.е. приобретение товаров за рубежом и ввоз их в Россию"[5].

Последовательность поиска примерно такова (жестких правил здесь нет): сначала устанавливается объект сделки — товар. Это сразу резко сужает круг поиска производственных предприятий, выпускающих подобную продукцию, и торговых предприятий, которые ею торгуют. Для выявления круга потенциальных партнеров используются регистры, справочники, рекламная информация, а также накопленный опыт (в том числе и за те годы, когда в рамках административно-распределительной системы поставщики были в обязательном порядке прикреплены к оптовым покупателям). Налаживание контактов зависит еще от планируемой формы связей: прямой, транзитной, или же с участием дистрибьюторов (торговых посредников).

Принять решение о выборе поставщика совсем не просто: у одного предприятия хороший товар по низкой цене, но зато оно расположено далеко от покупателя и высокие затраты на перевозку "съедят" выигрыш на цене. Другое — близко, но требует высокую цену за свой товар. Третье удовлетворяет всем требованиям, но выпускает товар недостаточно высокого качества.

За морем телушка — полушка, да рупь перевоз (Пословица).

Критерии выбора многообразны: размер и территориальное размещение предприятий, расстояние и пути сообщения между потенциальными партнерами, транспортабельность товара, свойства и качества товара, его соответствие спросу и моде, широта его ассортимента, перспективы послеторгового обслуживания, затраты на перевозку и хранение, цена франко-станция назначения, вероятность скидок, ожидаемая прибыль производителя и продавца и т.д. Эти критерии многомерны по своей природе и для обобщающей оценки часто требуют использования методов экономико-математического моделирования. Иногда торговое предприятие предлагает производителю-поставщику изменить технологию изготовления товара, придать ему какие-то новые свойства. Случается, что выпуск нового товара обусловлен прямыми запросами торгового предприятия. С другой стороны, производитель, создавший качественно новый, "пионерный" товар, озабочен поиском торговых посредников, которые сумеют продвинуть этот товар на рынок.

Для успешного поиска коммерческих партнеров важное значение имеет обеспеченность этого процесса надежной и полной информацией о наличии предприятий, их профиле и потенциальной мощности, их территориальном размещении и т.п. Для результативных переговоров каждой стороне необходимо иметь представление об экономическом потенциале возможного партнера, его финансовых обстоятельствах, его кредитоспособности и т.д. При решении вопроса о приоритетности выбора того или иного заказа возникает потребность в информации о состоянии соответствующего рынка, о средней норме прибыли, о вероятных конкурентах и т.д. В подобных случаях коммерсанты обращаются к возможностям маркетингового исследования.

В механизм взаимного поиска продавцов и покупателей встроена система коммерческих посредников, комиссионеров различного типа, цель которых обнаружить подходящих друг другу поставщика и клиента и свести их для заключения сделки. Этим занимаются собственно комиссионеры, брокеры, агенты, выполняющие функции организаторов сделки за определенное комиссионное вознаграждение. Специфической формой налаживания товарных связей является товарная биржа, где складываются пропорции спроса и предложения, формируется система цен на определенный круг товаров (зерно, сырье, нефтепродукты и т.п.). Как правило, на бирже предметом купли-продажи являются не сами товары, а контракты на их поставку в определенные сроки.

Самостоятельной и весьма продуктивной формой организации товарных связей, особенно характерной для России, являются оптовые ярмарки. Производственные предприятия выставляют и демонстрируют свою продукцию, дают информацию об условиях ее продажи. Покупатели или их представители (агенты) осматривают и испытывают товары, знакомятся с их свойствами, методами обслуживания. Таким образом завязываются новые контакты, поддерживаются старые. Стороны вступают в переговоры, которые часто завершаются сделкой и составлением контракта.

Одна из форм товарных связей распространенная преимущественно в сфере обращения товаров производственного назначения — это лизинг, т.е. аренда (как правило, долгосрочная) технически сложных товаров. Часто она сопровождается техническим обслуживаем изделия, монтажными и ремонтными работами, обучением кадров и т.д. Может быть предусмотрена периодическая и спонтанная замена всего изделия или его составных элементов, подвергшихся как физическому, так и моральному износу. Для поставщика это дополнительная возможность сбыта своей продукции.

Лизинг — сдача в аренду дорогостоящих и технически сложных товаров с последующим их обслуживанием.

С коммерческой точки зрения лизинг — сделка на поставку товара, который не переходит в собственность клиента, а лишь передается ему в пользование. В контракте определяются условия аренды и порядок ее финансирования. В краткосрочной или разовой поставке ( рентинг), если затраты предприятия, сдавшего товар в аренду, не окупаются, то лизинг получает название оперативного. К оперативному лизингу также относится среднесрочный лизинг (хайринг). В долгосрочной аренде, расходы как правило, окупаются полностью, такой лизинг называется финансовым.

В условиях инфляции или участившихся неплатежей многие предприятия охотно прибегают к бартеру, т.е. к натуральному обмену одного товара на другой без участия денежного эквивалента. При этом часто делается попытка уйти от налогообложения. Чрезмерное распространение бартерных сделок подрывает финансовые основы коммерческих отношений и наносит вред экономике страны.

Бартер — прямой обмен товара на другой товар без участия денежного обращения.

Постепенно, по мере развития рыночных отношений и укрепления рынка, складывается система постоянных устоявшихся товарных связей с хорошо знакомыми, традиционными партнерами. Естественно, когда условия сделки взаимно удовлетворяют и поставщика и клиента, они оба заинтересованы в укреплении и сохранении этих связей. Часто это побуждает их идти на взаимные уступки, предоставлять друг другу кредит, обмениваться информацией и т.д. Большое значение имеет предсказуемость действий партнера и стабильность хозяйственного портфеля. В интересах упрочения связей стороны нередко идут на интеграцию свой деятельности, образовывая единые вертикальные маркетинговые системы [6]. Постоянные и интеграционные связи позволяют выработать на основе совместного изучения рынка и учета взаимных интересов согласованные требования к свойствам и качеству товара, его ассортименту, обновляемости, срокам и ритмичности поставки, формам и способам продажи товара потребителям.

Коммерческие цели объединяют в единое целое участников торгово-коммерческого процесса: товаропроизводителя, оптового торгового посредника, розничного торгового посредника и потребителя, их связывают отношения купли-продажи и товар, который движется от сферы производства до сферы потребления. Эти связи хорошо видны на следующей схеме (см. рис. 2.3.):

 

Рис. 2.3. Схема торгово-коммерческих связей: товар-выручка

В предприятии, занимающемся сбытом товаров собственного производства, осуществляются следующие коммерческие операции:

a. действия по сбыту (продаже) товара: поиск торгового посредника (дистрибьютора) или получение и обработка заказов от торговых предприятий, проведение переговоров (часто это сочетается с выставочной деятельностью на оптовых ярмарках), получение и отправление оферты, заключение сделки;

b. действия по поставке товаров: накопление партии товаров, удобной для транспортировки и получения покупателем, отгрузка товара (транспортировка).

В случае, если предприятие-производитель использует методы дайрект-маркетинга (прямых товарных связей с потребителем), осуществляются коммерческие операции, характерные для розничной торговли. Перед этим товар доставляется в собственные магазины производственного предприятия. Последняя операция не является коммерческой, это всего лишь перемещение товара (изучением товарных потоков занимается логистика [7]).

Иногда владелец товара не сразу пускает его в продажу, а выжидает выгодной конъюнктуры. Однако, это рискованная операция, так как длительное хранение товаров сопряжено со значительными расходами. Этот фактор коммерции будет рассмотрен несколько позже.

Прямые связи производителя с розничной торговлей, без участия оптового звена, выгодны, когда поставщик имеет дело с ограниченным кругом крупных предприятий. Торговый посредник здесь попросту не нужен. Кроме того выгодно продавать без участия посредника крупные, технически сложные товары сравнительно узкого ассортимента, а также товары, разгрузка и погрузка которых обходится дорого: отказ от лишнего звена означает экономию средств. Если же торговый ассортимент (в соответствии с требованиями потребителя) складывается из продукции разных производителей, то целесообразнее сконцентрировать их поставку у одного оптового посредника, который аккумулирует товарную массу (накопит ее в нужном для розничного звена количестве) и обеспечит формирование ассортимента в нужных розничной торговле пропорциях. Это наглядно видно на следующей схеме (см. рис. 2.4.):

 

Рис. 2.4. Формирование комплексного ассортимента в оптовом торговом предприятии

Зарубежный опыт показывает, что небольшие розничные торговые предприятия стремятся к объединению в ассоциации и часто создают собственный закупочный центр (закупочное объединение), чтобы меньше зависеть от производителей и крупных оптовых торговцев. Такой закупочный центр может обладать собственными складскими и распределительными помещениями. Он берет на себя часть функций опта, действует в интересах ассоциации и приносит ее членам определенную коммерческую выгоду, сокращая расходы на закупку товаров. Но и оптовые предприятия проявляют тенденции к укрупнению и даже к интеграции, создавая свои мощные закупочные объединения, способные противостоять давлению производителей и вести с ними переговоры с позиции силы.

Многочисленные небольшие предприятия розничной торговли, как правило, не в состоянии самостоятельно заключать сделки с крупными производителями, да и им невыгодно расширять связи сверх какого-то рационального уровня. В этом случае логично обращение к единому закупочному центру. Очень нагляден пример, который приводят французские специалисты А. Крие и Ж. Жаллэв своей работе "Внутренняя торговля" [8].

Если 10 производителей будут непосредственно поставлять свои товары 50 розничным торговцам, то число поставок составит 500 (10 х 50), а если они поставят все товары одному оптовому торговцу, а тот, в свою очередь, осуществит комплектные поставки каждому из розничных продавцов, то число поставок составит всего 60 (10 + 50), т.е. более чем в 8 раз меньше. Это сэкономит время и средства, и в конечном итоге позволит снизить уровень розничной цены.

В оптовой торговле коммерческая деятельность складывается из следующих операций: а) действий по приобретению права собственности на товар: составление заказа производителю, переговоры, получение оферты, заключение сделки, закупка товара; б) действия по приему и складированию товара: его разгрузка и размещение в складских помещениях, хранение, подработка, упаковка и расфасовка, переформирование из производственного в торговый ассортимент, контроль качества; в) действия по оптовой продаже товара: поиск покупателя (розничного или оптового, а также производственного или массового потребителя), предложение оферты, получение заявок и заказов, их обработка, организация переговоров, заключение сделки, отгрузка товара.

a. по оптовой закупке товаров: поиск поставщиков; направление заявок и заказов собственнику товара — производителю или оптовому торговому посреднику (в зависимости от рыночной ситуации может иметь место иной порядок, когда производитель или торговый посредник (дистрибьютор) направляют розничному торговому предприятию предложения о поставке товаров), проводятся переговоры, направляется оферта, заключается сделка, организуется завоз товаров на склады розничной торговли и в торговые точки (магазины и палатки);

b. по хранению товаров: формируются запасы нормального (текущего) хранения и страховой товарный запас (излишние товарные запасы, как будет показано далее, должны быть любой ценой распроданы), в процессе хранения в случае необходимости может быть организована расфасовка, упаковка, подработка и т.п.;

c. по продаже товаров населению: предложение товара в виде рекламы, выставок-продаж, оформления витрин, стендов и полок магазина, а также устных обращений продавца, выбор товара самостоятельно или при помощи или консультации продавца, устное согласие купить товар, оплата его через кассовый блок и получение товара покупателем.

Кроме того, в коммерческих целях стимулирования покупок розничное торговое предприятие оказывает покупателю широкий набор безвозмездных услуг.