Деятельность преподавателя и учащихся на уроке

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №3

Тема: «Декоративно – прикладное искусство Модерна»

Цели:

Когнитивная: знать характерные черты декоративно-прикладного искусства в модерне;

Обучающие:

· сформировать представление обо всех отраслях художественно-промышленного производства;

Воспитывающие:

· воспитывать познавательный интерес к истории искусства.

Развивающие:

· развивать познавательную и творческую активность;

· расширять словарный запас.

Методы: Диалогический.

Тип урока: Контроль знаний и умений.

Средства обучения: Иллюстрации, план-конспект урока, видеопроектор.

Основные термины и понятия: вьющееся растение, рукотворная форма, конструктивные и декоративные элементы, несимметричность, мотивы круга и квадрата, панно, в скульптуре — рельефы, художник-универсал, силуэтность, Э. Гимар, Э. Галле.

 

Таблица 3

 

Структурный элемент урока План деятельности преподавателя План деятельности учащихся Время этапа урока (мин.) Кол-во учащихся работающих на данном этапе урока
1. Организация начала урока. Проверяет наличие учащихся, готовность к уроку. Деление учащихся на подгруппы. Выдача задания группам. Сообщают об отсутствующих. Проверяют свою готовность к уроку. Делятся на подгруппы. Слушают и уясняют задание.  
2. Применение полученных знаний. Контроль выполнения работы. Самостоятельная работа: Выполнение концептуальной подборки предметов интерьера в стиле модерн и применение в технике «Коллаж». Написание краткой характеристики к работе. Защита работ. Слушают ответы товарищей.
3. Подведение итогов Выставление оценок. Обсуждение полученных результатов. Уяснение оценки и вывода.  

Краткий конспект лекций: В отличие от эклектизма 19 в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, модерн путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского модерна — Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы "Четверо" во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).

Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. В произведениях П. Гогена и художников группы Наби" во Франции, Г. Климта в Австрии, Ф. Кнопфа в Бельгии, Э. Мунка в Норвегии, в меньшей степени М. А. Врубеля, членов Мира искусства" в России стилистика модерна часто используется для воплощения тем и мотивов, характерных для символизма. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта.

Особенно широкое распространение получил модерн в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша, Хофмана, И. А. Фомина. Развитие декоративного искусства модерна на раннем этапе отчасти было связано с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противопоставлялись капиталистической индустрии (прообраз их — мастерские Морриса, 1861, и "Выставочное общество искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании; "Объединённые художественно-ремесленные мастерские",1897, и "Немецкие мастерские художественных ремёсел", 1899, в Германии; мастерские в Абрамцеве, 1882, и Талашкине, ок. 1900, в России).

Большое развитие в модерне получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк; в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Графика модерна была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна ("Revue blanche", осн. в 1891, Париж; "The Studio", осн. в 1893, Лондон; "The Yellow Book", осн. в 1894, Лондон; "Jugend", осн. в 1896, Мюнхен; "Ver sacrum", осн. в 1898, Вена; "Мир искусства", Россия).