Деятельность преподавателя и учащихся на уроке

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №2

Тема: «Музыкальный стиль Модерна»

Цели:

Когнитивная: знать характерные черты музыки в стиле модерн;

Обучающие:

· сформировать знания о стиле модерн в музыке.

Воспитывающие:

· развивать эстетическое чувство:

· воспитывать познавательный интерес к истории искусства.

Развивающие:

· развивать познавательную и творческую активность;

· расширять словарный запас.

Методы: Монологический.

Тип урока: Формирование и контроль полученных знаний. Я не знаю такого типа урока……

Средства обучения: Иллюстрации, план-конспект урока, видеопроектор.

Основные термины и понятия: Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов, Стравинский, Рахманинов, конструктивизм и функционализм.

 

Таблица 2

 

Структурный элемент урока План деятельности преподавателя План деятельности учащихся Время этапа урока (мин.) Кол-во учащихся работающих на данном этапе урока
1. Организация начала урока. Проверяет наличие учащихся. Сообщают об отсутствующих  
2. Постановка целей и задач. Сообщает тему урока и ориентирует учащихся на цель занятия. Учащиеся слушают, записывают в тетрадь тему и план занятия.
3. Актуализация опорных знаний. Проводит опрос по опорным понятиям: В.1. Что вкладывается в понятие «музыка»? Только один вопрос и на него отвечают 4 человека??? Учащиеся отвечают на вопросы: О.1. Му́зыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.  
4. Формирование новых понятий: Объясняет новый материал и новые понятия: Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов, Стравинский, Рахманинов, конструктивизм и функционализм. Даёт пояснения к иллюстрациям. Учащиеся внимательно слушают, записывают в тетрадь. Смотрят на иллюстрации, слушают.  
5. Контроль ранее полученных знаний. Контроль в данном случае проводить в идее тестов или ЛРТ Задаёт вопросы по пройденному материалу   В.1. Какие музыкальные инструменты чаще всего использовались? В.2.Что характерно для музыки в эту эпоху?   Осмысляют, делают выводы, отвечают на вопросы. О.1.Граммофон, клавесин, гобон, скрипка, патефон. О.2.Естественная многоликость явлений, сочетаний традиций и новаторства.    

 

Краткий конспект лекций: Отмеченные тенденции модерна находят отражение и в музыкальном искусстве. Можно сказать, модерн явился рубежным периодом в музыкальном историческом процессе. На рубеже веков происходит обновление музыкального мышления, именно в это время намечается переворот в сложившейся традиции в области музыкального языка. Такого рода периоды отличает естественная многоликость явлений. Сочетание традиции и новаторства в области музыкального языка характеризует как в целом музыкальное искусство эпохи модерна, так и индивидуальные авторские стили, к каким бы различным творческим направлениям они ни относились. Хронологические рамки стиля модерн в музыкальном искусстве примерно совпадают с архитектурой и изобразительным искусством. Временная протяженность модерна вызывающе коротка, особенно по сравнению с предшествующими стилями, которые подчас существовали более века. За краткосрочность его иногда называют прерванным стилем, считая Первую мировую войну фактом, прервавшим естественный ход событий. Век модерна длился около тридцати лет, начиная с самого конца 80-х – начала 90-х годов – это верхняя граница (с подступов к модерну, проявляющихся в некоторых чертах стиля в позднем творчестве Чайковского и в позднем творчестве Римского-Корсакова, в отдельных фортепианных миниатюрах Лядова 90-х годов), до середины 10-х годов ХХ века, то есть простирался, как считается, вплоть до начала войны 1914 года, – это нижняя граница. (На исходе стиль модерн захватывает русский период творчества Стравинского). Конечно, хронологические рамки здесь не могут быть абсолютно точны, и фигурально обозначенная дата не отражает тех естественных явлений, которые не обрываются мгновенно, а продолжают ощущаться в русском музыкальном искусстве и в последующие годы. В некоторых музыкальных сочинениях, написанных позже указанного срока, отражается эстетика и стилевые признаки модерна. К ним относятся, например, отдельные романсы ор. 38 и этюды-картины ор.39 Рахманинова, отдельные сочинения Стравинского, написанные уже после 1914 года, например, «Свадебка». В результате эволюции стиль модерн привел к своим эстетическим противоположностям - конструктивизму и функционализму. Это - общая тенденция стиля модерн. Ярче всего, а главное нагляднее, она проявилась в архитектуре и живописи. Но и в музыкальном искусстве она четко обозначена. И в музыке пышность музыкального декора, культ деталей, их изобилие, разнообразные музыкальные украшения развеиваются, словно дымка, и обнажается логика скрытой на первый взгляд конструкции. Этот процесс наблюдается на примере последних сочинениях Скрябина – 70-х опусов, которые характеризует симметрия, квадратность построений, строгость, графическая четкость мелодических линий, а в фактуре аскетизм простого аккордового четырехголосия. Стиль модерн привлек всех без исключения русских композиторов, живущих на рубеже веков, и тех, кто мыслил новаторски и громогласно об этом заявлял, и тех, кто воинствующе отстаивал академичные взгляды, и для кого традиция составляла мерило ценности. Фактически не было художника, чье творчество не поразил бы своими флюидами стиль модерн. В отличие от архитектурного и изобразительного модерна, где все же в виде исключения можно обнаружить абсолютных адептов стиля, таких как Ф.Шехтель и Л.Кекушев, Г.Климт и А.Муха, М.Врубель, в русском музыкальном искусстве рубежа веков в «чистом виде» представителей стиля модерн мы не найдем. Многочисленные и весьма разнообразные черты стиля, в творчестве одного композитора или даже в одном конкретном произведении в полной мере найти трудно. Действие принципа «притяжения» естественно ведет к разнообразию стилевых вариантов. Расхождение между ними могут быть достаточно сильными. В музыкальном искусстве пример такого рода разнообразия демонстрирует творчество поздних П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова и Ан. Лядова, С.Рахманинова и А.Скрябина, И.Стравинского русского периода. Общая стилевая черта модерна – существование лексики, которая может варьироваться в индивидуальных авторских стилях, отчасти объясняется историзмом модерна, использованием и смешением в нем разных стилистических моделей прошлого. Общий стилистический знаменатель материи русского музыкального модерна можно представить как - декоративность, которая проявляется в плоскостном пространственном решении и характеризуется украшениями, многочисленными деталями, орнаментом, особым характером линии, особым соотношением рельефа и фона, проявляющимся в фактуре, многостильем, стилизацией и статичностью.(прил. 1 рис. 3-4)