Деятельность преподавателя и учащихся на уроке

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1

Тема: «Архитектура эпохи Модерна»

Цели:

Обучающие:

· формирование знаний об архитектуре в стиле Модерн;

· формирование знаний о главных особенностях архитектуры.

Воспитывающие:

· воспитывать дисциплинированность через соблюдение порядка и дисциплины на занятии;

· воспитывать познавательный интерес к истории искусства.

Развивающие:

· развивать творческое и логическое мышление учащихся;

· развивать познавательную активность;

· расширять словарный запас.

Методы: Монологический.

Тип урока: Урок формирования новых знаний. У вас тип урока формирование…. А конструкт урока больше похож на комбинированный

Средства обучения: Иллюстрации, план-конспект урока.

Основные термины и понятия: Виктор Орта, Антонио Гауди, югендстиль, сецессион, ар нуво, неоромантизм, неоклассицизм, рационализм, иррационализм, кирпичный стиль, северный модерн, стальной каркас, «магазинские окна».

Таблица 1

 

Структурный элемент урока План деятельности преподавателя План деятельности учащихся Время этапа урока (мин.) Кол-во учащихся работающих на данном этапе урока
1. Организация начала урока. Проверяет наличие учащихся. Сообщают об отсутствующих  
2. Постановка целей и задач. Сообщает тему урока и ориентирует учащихся на цель занятия. Учащиеся слушают, записывают в тетрадь тему и план занятия.
3. Актуализация опорных знаний. Проводит опрос по опорным понятиям: В.1. Что вкладывается в понятие «архитектура»?   В.2.Что такое «стиль модерн»? Учащиеся отвечают на вопросы: О.1.Архитектура- искусство проектировать и строить здания и другие сооружения. О.2. Моде́рн- ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.
4. Формирование новых понятий: Объясняет новый материал и новые понятия: Архитектурный стиль модерн и его характерные черты, Виктор Орта, Антонио Гауди, югендстиль, сецессион, ар нуво, неоромантизм, неоклассицизм, рационализм, иррационализм, кирпичный стиль, северный модерн, стальной каркас, «магазинские окна». Даёт пояснения к иллюстрациям. Учащиеся внимательно слушают, записывают в тетрадь. Смотрят на иллюстрации.  
5. Домашнее задание. Инструктирует по выполнению домашнего задания: повторить конспект по изученной теме. Записывают задание, задают вопросы.    

Краткий конспект лекций: «Архитектура эпохи Модерна»

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

 

Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля(правильнее югендштиль, нем. jugendstil), в Австрии он назывался сецессион, во Франции — ар нуво и т. д. (см. Модерн). Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе — «раскол». Первая такая сецессия возникла в Мюнхене в 1892 г., по инициативе Франца фон Штука, Вильгельма Трюднера и Фрица фон Юде. В 1893 была создана Берлинская сецессия, и в 1894 — Венская, самая знаменитая.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.

2. Неоклассицизм, пример — Музей им. А С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

 

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

4. Иррационализм, пример — магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).

5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России — В. А. Шрётер).

6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое там «национальный романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн, или финский, и дома в этом стиле можно увидеть в небольшом городке Выборге.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили (см. статьи Неоклассицизм, Северный модерн).

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева. (приложение 1,рис. 1-2).