Обоснование выбранной темы

СОДЕРЖАНИЕ

Подведение итогов. Ответы на вопросы учащихся. Заполнение анкет.

Если систематически употребляя алкоголь с друзьями, вы не наносите вред никому кроме самого себя, то откуда же все эти данные. Кто ездит в нетрезвом виде, кто воспитывает пьющих детей, кто в состоянии алкогольной интоксикации совершает преступления, кто, в конце концов, забросал все парки и заповедники страны бутылками и окурками? Неужели ничтожный процент алкоголиков (приблизительно 2.1 %) натворили все это в нашей стране?

Помните, что каждым вашем поступком вы закладываете фундамент не только своей будущей жизни, но и жизни всего нашого народа. Живите трезво! Ради светлого будущего вас, ваших детей, внуков, вашей страны.

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА НА ТЕМУ «МОДЕРН»…….3

3.1. Обоснование выбранной темы……………………………………..3

3.2. Методическая разработка системы уроков теоретического обучения для дисциплины «История искусства» на тему «Модерн»………..8

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА НА ТЕМУ «МОДЕРН»

«История исскуства»- дисциплина общепрофессиональной подготовки. Изучение истории искусства призвано вооружить студента необходимыми для его будущей работы профессиональными знаниями о разнообразных стилях, разных эпохах и культурах.

Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим основам «Стиля НЭП». В связи с этим мы ставим цельметодической разработки – создание трёх уроков теоретического обучения(ТО)по теме: «Модерн».

Урок остаётся ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и тд.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса.

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся[1].

В уроке отражаются все преимущества классно – урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной деятельности, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.[3].

Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса[2].

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Чёткое определение образовательных задач каждого урока.

2. Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

8. Научный расчёт и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.

2. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы.

3. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, внимательности, честности, и др.

4. Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

2. Изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».

3. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен[2].

Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению понятия урока, на основе которых можно сделать вывод, что урок – это форма организации педагогического процесса, строго определённая во времени, с определённым составом учащихся, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного процесса.

До 60-ых годов существовала только структура традиционного урока. Она состояла из следующих этапов: опрос, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание.

При такой структуре урока ведущую деятельность в процессе обучения выполняет преподаватель, который реализует объяснительно-иллюстративный подход к обучению. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер. В различной методической литературе описанная структура урока представляется как нормативная.

После 1960-ых гг. прошла апробацию структура урока в условиях проблемно-развивающегося обучения.Основные компоненты этого типа урока следующие:

1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся. Под актуализацией понимается восстановление в память учащихся опорных понятий, обеспечивающих фундамент для формирования новых понятий. Опорными понятиями рассматриваемой темы могут быть понятия, взятые из предыдущего урока.

2. Формирование новых понятий и способов деятельности. Сам термин «формирование» нацеливает преподавателя на выбор приёмов, методов обучения, активизирующих деятельность учащихся, например, по применению метода учебного эксперимента, для которого нужна материально-техническая база, чтобы техническое исследование учащийся проводил на своём рабочем месте. Таким образом, объяснительно-иллюстративный подход в обучении сменяется проблемным.

3. Применение сформированных знаний и умений. В отличие от закрепления, этот этап урока характеризуется решением учебно- познавательных задач различного типа. В методике профессионального обучения на данном этапе важно применение задач с профессиональной направленностью.

Рассматривая структуру проблемного урока, следует указать, что в методике обучения преподаватель не решает дидактические задачи (актуализации, формирования, применения), а моделирует (планирует) обучающую деятельность. Следовательно, преподаватель конструирует методическую подструктуру конкретного урока, исходя из целевой установки, отбора и структурирования содержания, а так же управляет активной учебно-познавательной деятельностью учащихся[4].

Различные сочетания элементов создают разновидности типов урока. Основанием для классификации уроков по типам является дидактическая цель урока. Основными типами урока являются следующие:

1. Урок изучения новых знаний.

2. Урок первичного закрепления знаний (формирование умений).

3. Урок систематизации и обобщения изученного

4. Урок контроля и учёта знаний, умений и навыков.

5. Комбинированный урок (смешанный) (Реализуется все дидактические цели)[1].

 

3.2. Методическая разработка системы уроков теоретического обучения для дисциплины «История искусства» на тему «Модерн»