Правовое, информационное и ресурсное обеспечение реализации конкурентной стратегии

Правовое обеспечение реализации конкурентной стратегии. В настоящее время по правовому обеспечению управления конкурентоспособности действует только один нормативный акт – Федеративный закон "О конкуренции ограничений монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).

Целями настоящего закона являются определение организационных и правовых основ предприятия и пресечения:

– монополистической деятельности на товарных рынках в Российской Федерации (РФ);

– ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти.

Настоящий закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Добросовестная конкуренция товаропроизводителей возможна лишь при создании цивилизованного рынка.

Вопрос правового обеспечения реализации стратегии, повышения конкурентоспособности организации тесно связан с качеством продукции как главным фактором конкурентоспособности. Правовое обеспечение качества продукции осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании" и другими нормативными актами федерального, регионального и муниципального уровня.

Известно, что основой унификации и методического обеспечения производственных, информационных и управленческих процессов во всех сферах деятельности является стандартизация. Учитывая возросшие требования к стандартизации, сертификации, техническому и правовому регулированию в мировом масштабе, развитие международной интеграции, необходимость повышения конкурентоспособности производимой продукции и страны в целом, в России был разработан и принят 27 декабря 2002 г. Федеральный закон "О техническом регулировании", который вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Особенности данного закона заключается в следующем:

– он отменил действия федеральных законов "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";

– он установил, что технический регламент имеет статус обязательного для соблюдения и применения документа на всей территории РФ, а стандарты – добровольного применения;

– он нацеливает российские хозяйствующие субъекты на повышение (обеспечение) конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Информационное обеспечение реализации конкурентной стратегии. В обеспечении реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации важную роль играет и информационная система организации. Считается, что рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения

Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению маркетинговых исследований и общим принципам проектирования информационной системы предприятия.

Создание информационной системы, реализующей совокупность задач управления промышленным предприятием, предусматривает выполнение следующих этапов:

1. Определение будущих пользователей информации и их ранга в системе управления;

2. Исследование и анализ информационных потребностей пользователей с целью выделения необходимого и достаточного объема информации для управления предприятием и его ресурсами;

3. Выбор методов удовлетворения информационных потребностей пользователей, т.е. определение контуров информационной системы, учитывающих сроки выдачи информации пользователям;

4. Определение состава и структуры базы данных для решения задач управления предприятием, исследование взаимосвязи отдельных массивов, периодичность их формирования и обновления;

5. Проектирование технологического процесса обработки данных, обеспечивающего получение необходимой информации в нужное время конкретным пользователем в соответствующем режиме;

6. Разработка материалов (инструкций, методических указаний, словарей, каталогов и т.д.), регламентирующих работу пользователей при их взаимодействии с информационной системой управления.

Основные направления информационного обеспечения системы повышения конкурентоспособности организаций (СПКО):

1. Информация о потребителях, их потребностях, параметрах рынка и конкуренции: демографические показатели; покупательная способность потребителей; размер спроса на товары; доля на рынке и тенденции ее изменения; объем, история, тенденции и прогноз для конкретного товара; рыночная политика и планы; цены, скидки, условия договоров, спецификация товаров; отношения с потребителями и репутация; сила конкуренции по товарам; система распределения товаров; система и качество сервиса потребителей; численность и размещение торговых агентов; система стимулирования ускорения продаж; программы и действенность рекламы; эффективность функционирования институтов рыночной инфраструктуры и др. параметры.

2. Информация о внешней среде организации и ее основных конкурентах.

3. Информация о применяемых конкурентами законах, научных подходах, принципах, методах, моделях.

4. Информация о динамике жизненных циклов объектов.

5. Информация о конкурентных преимуществах и слабостях конкурентов и организации.

6. Информация об организационно-техническом уровне участников.

7. Информация о финансовом состоянии.

8. Информация о персонале.

9. Информация о качестве систем управления.

10. Информация об уровне конкурентоспособности.

Современные компании применяют информационные технологии для совершенствования методов работы. В результате изменяется организационная структура компании, разрабатываются новые организационные взаимосвязи, которые ранее экономически были невозможны. Вот почему информационные технологии являются весьма перспективной и эффективной для капиталовложений. Принципиальная схема построения и взаимодействия основных элементов современной информационной системы организации приведена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Современная информационная система организации

Изменения в организации и технике управления под влиянием информационных технологий и автоматизированных офисов происходят по следующим направлениям:

1. В корне меняются организация и техника информационного обеспечения руководителя. Особое значение приобретает массовое внедрение мини- и микрокомпьютеров, персональных компьютеров как составных частей информационных систем, связанных с сетью банков данных. При этом работа по сбору, обработке и распространению информации осуществляется удобными интерфейсами "человек-ЭВМ", не требующими специальной подготовки (диалоги на естественном языке, речевой ввод-вывод информации и т.д.). Существенно меняется также техника хранения и обработки информации. Автоматизируются системы принятия, упорядочения, хранения и передачи информации, в которых поддерживается чистота информационных каналов и не допускаются неполнота информации, дублирование, ввод информации, рассчитанной на другие уровни управления и т.д.

2. Осуществляется автоматизация отдельных функций руководителя. Выросло количество эффективно функционирующих автоматизированных систем, охватывающих производство, хозяйственную деятельность, организационно-технологические процессы и т.п. Все большая часть работы при составлении планов передается компьютеру. При этом существенно повышается качество планов, разработанных с использованием микрокомпьютеров на более низком уровне управления. Кроме того, четко согласуются планы для отдельных подсистем системы управления. Совершенствуются системы контроля, в том числе дающие возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечивающие обнаружение причин возникновения таких отклонений.

3. Существенно изменяются средства коммуникации, не считая обмена сообщениями через сеть микропроцессоров. Особое значение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможность проведения заочных совещаний, телеконференций и т.п. (участники которых могут находиться друг от друга на значительных расстояниях), оперативной передачи информации. Соответственно меняются методы и техника коммуникационных отношений руководителей с подчиненными и вышестоящими органами управления.

Автоматизированный офис предъявляет новые требования к деловым качествам руководителя, среди которых умение и навыки пользоваться сложной техникой управления, определять стратегию развития системы, руководить коллективом, мотивировать и направлять его деятельность. Особое место занимает умение разрешать конфликты, оперативно реагировать на возникновение проблемных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей. Творческий подход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления руководителей предполагают использование новых информационных технологий, возможностей автоматизированных офисов.

При обучении кадров большое внимание в настоящее время уделяется, так называемым корпоративным системам, т.е. комплексным информационным системам управления предприятиями - "электронный офис" (рис. 2.5). В этом случае электронная обработка данных обеспечивает все стороны управления предприятиями.

Рис. 2.5. Типичная организация «электронного офиса»

Успех микрокомпьютера в офисе зависит от его интеграции с другими частями системы: дисплеями, печатающими средствами и устройствами, средствами хранения информации и коммуникаций и, самое главное, программами, которые ими управляют при выполнении функций аппарата управления.

Благодаря многообразным информационным потокам каждое предприятие имеет возможность мгновенно узнавать о состоянии спроса и предложения, ориентироваться на рынке сырья, труда, инноваций и т.п. Это освобождает производство от расходов на дополнительный персонал, занятый в промежуточных звеньях, от расходов на складирование, исправление расчетов, неизбежных в прошлом из-за отсутствия необходимых данных. Компьютеры, информационные сети, системы связи непосредственно влияют на протекание и интеграцию производственных и обслуживающих процессов в подразделениях предприятия и повышение конкурентоспособности.

Информационные сети создают реальные предпосылки для формирования целого ряда новых принципов управления, соответствующих изменениям внешней и внутренней среды предприятия. Суть этих принципов сводится к следующему:

• происходят контакты не руководителя с подчиненными, а равноправных работников;

• каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии, быть взаимозаменяемым на соответствующем уровне;

• должны действовать команды, работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком или классом клиентов;

• целостность предприятия поддерживается за счет создания сети команд;

• работа ведется в режиме реального времени, включает в себя "запараллеливание" работ и их интерактивно-коммуникационную организацию (вместо последовательной и кооперативной);

• создаются технико-организационные условия для формирования "виртуальных" звеньев, члены которых могут находиться в различных географических точках.

Использование информационных технологий, сети Интернет и всех видов сетевой организации, бесчисленных компьютерных программ не только позволяет оперативно получать информацию и принимать решения, но и вызывает множество коренных организационных изменений. Сокращается бюрократический аппарат, пересматриваются традиционные взгляды на роль и механизм эффективной связи корпораций, открываются безграничные возможности финансовых рынков, инвестирования, укрепляется сплоченность персонала.

Экономический и управленческий потенциал организации во все большей степени зависит от способности менеджеров контролировать информацию, манипулировать ею, нацеливать персонал на наиболее эффективное использование ресурсов.

Ресурсное обеспечение реализации конкурентной стратегии. В условиях рынка обеспечение высокой конкурентоспособности товаров, организаций, страны возможно при реализация двух условий:

• обеспечение качества (образования, качества внешней среды, товаров и работ, сервиса потребителей, управления жизни и т.д.);

• ресурсосбережение (повышение научного уровня работ по управлению ресурсами, оптимизация воспроизводственной структуры экономики, снижение технологических потерь и отходов во всех звеньях от добычи сырья до конечного потребления продуктов, снижение на стадиях стратегического маркетинга и инновационного менеджмента доли будущего труда в совокупном труде по большинству объектов и т.д.).

Основными задачами ресурсного обеспечения разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации являются:

1) обеспечение высокого научного уровня работ и процессов по ресурсосбережению;

2) тщательное обоснование направлений расходования ресурсов и ресурсопотребляющих объектов как внутри системы (в организации), так и во внешней среде, связанной с организацией инновационных проектов;

3) применение научно обоснованных методов прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования, нормирования потребностей в различных видах ресурсов;

4) нахождение источников и форм ресурсного обеспечения из различных источников (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, бюджет муниципального образования, собственные источники, спонсорство, иностранные инвестиции и т.д.);

5) стыковка в стратегии, инновационных и инвестиционных проектах целевых заданий, объектов, затрат ресурсов, места, сроков, исполнителей, эффективности и других компонентов;

6) выбор прогрессивных логистических технологий организации материальных потоков;

7) выбор современных информационных технологий нормирования – планирования, учета и контроля расходования ресурсов;

8) анализ эффективности использования ресурсов;

9) стимулирование повышения эффективности использования ресурсов;

10) организация обучения персонала прогрессивным технологиям, методам, моделям и инструментам эффективного использования ресурсов.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления – один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первое – качество), во-вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Например, эффективность использования электроэнергии в Российской Федерации примерно в два раза ниже, чем в США, коэффициент использования металлов в машиностроительной промышленности США составляет порядка 0,92, а в Российской Федерации – 0,7. Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных ископаемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т.д.

Стратегия ресурсосбережения – это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Принципы ресурсосбережения в рамках страны:

• совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

• повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;

• увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

• анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

• развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирование улучшение использования ресурсов;

• применение при разработке проблем ресурсосбережения научных подходов менеджмента.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Методы ресурсосбережения – конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (например, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на основе рассмотренных выше принципов.

Стратегиями ресурсосбережения на предприятии могут быть следующие:

1) упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара;

2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;

3) совершенствование технологичности конструкции товара;

4) организационно-техническое развитие производства;

5) расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса;

6) реализация факторов ресурсосбережения.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

• своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

• улучшение использования ресурсов – повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиции.

Виды ресурсов:

• трудовые ресурсы – промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

• материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

• основные производственные фонды – здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

• финансовые ресурсы – собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

• совокупные ресурсы – сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтоэксплуатационых нужд, непроизводственных нужд; для капитального строительства на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию;

использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;

восстановление ресурсов;

утилизация или списание ресурсов.

Направление улучшения использования ресурсов:

– применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

– оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и других методов;

– совершенствование конструкции товара;

– совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

– применение материалов с заранее заданными свойствами;

– типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

– совершенствование управления ресурсами;

– применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;

– стимулирование улучшения использования ресурсов.

Способы обеспечения ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи, аукционы, конкурсы; собственное производство или подготовка; спонсорство и др.

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на: абсолютные; структурные; относительные; удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся затраты по стадиям жизненного цикла на: маркетинг (на единицу товара); НИОКР (на единицу товара); организационно-технологическую подготовку производства нового товара; производство товара; подготовку товара к функционированию; эксплуатацию и техническое обслуживание товара; восстановление (ремонт) товара; утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

– сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

– комплектующие покупные изделия или запасные части (и % от полных затрат);

– топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении в % от полных затрат);

– заработная плата промышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

– амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля,расход конкретного вида угля на выработку (1 кВт ⋅ ч) электрической энергии, процент усушки при транспортированиисельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкретным товарам. К этим показателям целесообразно отнести следующие показатели:

– эффективности рабочего капитала;

– эффективности накопленного капитала;

– рентабельности производства;

– задолженности;

– эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным показателям ресурсоемкости производства рекомендуется включить следующие:

• производительность труда (отношение общего объема продаж за год к среднегодовой численности персонала фирмы);

• сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год;

• сверхнормативные потери материальных ресурсов (включая топливно-энергетические);

• сверхнормативные простои технологического оборудования основного, вспомогательного и обслуживающего производств;

• сверхнормативные выплаты штрафов и неустоек.

Основные факторы ресурсосбережения приведены на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Факторы ресурсосбережения

Разработка конкретных мероприятий по реализации перечисленных факторов позволит улучшить основные и дополнительные показатели ресурсоемкости отдельных товаров и производств в целом.

Таким образом, реализация стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется эффективностью использования его ресурсов.