Адаптация к социально-политическим условиям.

Следовательно, к конкурентоспособности предприятия нужно подходить как к многомерной концепции и для ее измерения необходимо использовать специальные переменные адаптивности, конкурентных преимуществ и результатов экономической деятельности. Из сказанного следует, что одно из важных направлений управления конкурентоспособностью предприятия состоит в разработке методов повышения его конкурентных преимуществ и адаптационных свойств.

Опыт работы многих отечественных компаний подтверждает, что в современной конкурентной борьбе выигрывает тот, кто постоянно анализирует и борется за свои конкурентные позиции, обеспечивает системный подход в рамках маркетинговой концепции к разработке организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение высокой конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции.

Система управления конкурентоспособностью организации

Концепция повышения уровня конкурентоспособности. Одна из главных задач отечественных товаропроизводителей в современных условиях состоит в определении основных направлений развития и совершенствования методов управления конкурентоспособностью. Опыт зарубежных и отечественных предприятий показал, что большие возможности управления конкурентоспособностью находятся не только в сфере факторов его внешней среды, но и во внутренней. В своих исследованиях немецких и английских машиностроительных заводов известный английский исследователь В. Шоу выделила в качестве основного метода достижения долгосрочного успеха и повышения конкурентоспособности - внедрение более высокой степени маркетинговой ориентации предприятия.

Выделяют три основные характеристики конкурентоспособности предприятия: 1) адаптивность предприятия к изменениям окружающей среды; 2) конкурентные преимущества в рамках комплекса маркетинга; 3) результаты экономической деятельности (относительно конкурентов).

К основным видам адаптации предприятия относятся:

1) адаптация к изменению конъюнктуры рынка;

2) адаптация к нововведениям технического и организационного характера;

Стратегические цели адаптации определяются для каждого ее вида. Стратегические цели первого вида состоят в сохранении занятого и освоении новых сегментов рынка, диверсификации производства, освоении новых видов продукции, поддержании преимуществ выпускаемой продукции и продвижении ее на рынок. К стратегическим целям второго вида относятся реализация новых идей и технологий, освоение новых видов материалов, совершенствование конструкции и дизайна продукции. Для адаптации третьего вида можно выделить следующие стратегические цели: использование преимуществ политического режима; получение гарантий и использование протекционистских мер органов власти; использование социальной ситуации в стране.