Мир– Человек

Правь–Сварог–Душа

Учение утверждает, что языческое мировоззрение легло в основу многих мировых учений и религий (американских индейцев, буддизма, старая йога и др.).

Мировоззрение древних славян представляет особый интерес для создания современных концепций управления, особенно в рамках ноосферного мышления. В конце XIX – начале XX века в трудах российских ученых (В Вернадского, Н.Федорова, Л. Чижевского и др), которые осмысливали вечную проблему места человека во вселенной, формулировались основы концепции ноосферного развития и управления, была заложена идея о ноосферном развитии мира, которое может быть основано на глубоком осознании мировым сообществом, отдельным народом того, что человек является частью Природыи должен подчиняться ее законам, а не переделывать ее сообразно своему усмотрению, нередко явно несовершенному.

Забвение этой истины к концу второго тысячелетия привело человеческую цивилизацию к состоянию глобального кризиса. Народ Украины, России др. стран, молодое поколение в первую очередь, должны осознать, наконец: без сохранения Природы, сокращения экономически грязного производства, преодоления эффекта разрушающих человека технологий, невозможно продолжения рода человеческого на планете Земля, давно ставшей его домом, в котором пока нет спокойствия и порядка, накопилось много «грязных технологий» (технологических и военных объектов ядерных отходов, химического оружия и т.п.). Без разумно организованной социальной организации все это становится разрушающей силой способной погубить жизнь на Земле. «Мать у нас одна, и имя ей – Природа, нет преступления более позорного, чем убийство собственной матери, и нашим наказанием будет мучительная смерть наших детей и внуков», – писал публицист В. Хижняк.

Сегодня неизбежно вхождение планеты Земля в новую ноосферную эпоху но прежде всего, это необходимо сделать России, которая располагает для этого всеми ресурсами: природными, интеллектуальными, культурными, имеет исторический опыт природосообразного образа жизни и соответствующего ему мышления – биоадекватного.

В целом следует сказать, что опыт классической отечественной и зарубежной школ в области управленческой культуры еще явно недостаточно изучен и освоен. Только сегодня к нему привлечено пристальное внимание. Почему? Прежде всего потому, что опыт, накопленные управленческие знания в полной мере осваиваются только тогда, когда они активно востребованы практикой управления. По-настоящему такое время наступило только сегодня, когда, пережив многочисленные политические катаклизмы, изменившие лишь режим, тип власти, но по существу стажировавшие тип управления, мир вступил в новый этап своего развития – управленческой и информационной революций.

Эти революции дают толчок к упреждающему мышлениию стратегическому управлению, которое имеет судьбоносные решения не только в сфере политических переворотов, потрясения, но и в смене политических курсов мирным путем, средствами разработки инновационных проектов, например, таких, как «новый курс» Рузвельта в США и «немецкое экономическое чудо» Эрхарда в Германии.

В ХХІ веке «новые курсы», стратегии развития для всех стран мира, Украины в особенности, в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на мировых рынках становятся все более актуальной проблемой. Каждая страна должна своевременно ответить на те грозныевызовы времени, которые сегодня перед ней возникают. Если она не проявляет своевременную озабоченность по этому поводу, то это становится началом ее перемещения в гонке за экономическое лидерство на второстепенные позиции.

Так, например, произошло с Великобританией, которая в конце ХІХ века уступила свое лидерство США. Сегодня США находятся в таком же положении, как Англия в конце XIX века, но приостанавливает процесс утраты лидерства и конкурентных способностей за счет усиления мер силового давления и военного диктата. О чем говорит исторический опыт развития управленческой мысли в целом, в чем его главные уроки для сегодняшнего дня?

Во-первых, такого рода вопросы для каждого государства не являются закрытыми, они активно обсуждаются на общенациональном уровне. В печати, в науке, в средствах формации предлагаются пути их решения, которые могут стать основой для принятия своевременных мер по коррекции курса страны.

Во-вторых, все предлагаемые стратегические разработки сосредоточены на изучении просчетов в системах управления и стремятся включить граждан в осознание назревших перемен, предложить им перспективные направления.

К их числу обычно относят:

а) проблемы повышения производительности и качества труда;

б) автоматизацию и компьютеризацию производства;

в) рост инвестиций в повышение квалификации управляющих в совершенствование организационно-управленческих структур, развитие человеческого капитала. Причем, в проектных разработках намечается совершенствование организационных структур управления, форм и методов руководства, обучения управленческих кадров. Это – приоритетные направления на пути продвижения на рынок новых изделий, технических «ноу-хау» выхода из кризисных состояний.

Следует подчеркнуть еще один исторический урок стратегического управления – его «дебюрократизация» на основе развития коллективной и корпоративной собственности, которая повышает творческую и производственную отдачу персонала управления. Во всем мире широко развиваются коллективные и корпоративные формы организации труда. Так, в США в 1989 году действовало 10 тысяч компаний, работники которых полностью или частично владели акциями своих предприятий, в 1500 из них трудящимся принадлежали контрольные пакеты акций, 25% всех занятых работают в корпоративном секторе экономики. С учетом исторического опыта это устойчивая тенденция последних лет число корпоративных предприятий возрастает ежегодно на 600-700 единиц. В их орбиту все более активно вовлекаются не только «карлики», но и «гиганты» американской индустрии с количеством рабочих до десятков тысяч человек. Многие из таких предприятий действуют на рынке более успешно, чем частные или государственные предприятия.

Новые формы организации труда и собственности позволяют не только повышать производительность труда, улучшать качество и надежность продукции, но и осваивать новые современные формы управления, мотивации к работе, что и обеспечивает сегодня их высокую конкурентоспособность.

В целом исторический урок, который нам предстоит извлечь из прошлого, состоит в том, что управленческий ресурс в совокупности с социальным, интеллектуальным и информационным, которые он во многом объединяет в управленческой деятельности, является определяющим на пути выхода из кризисных ситуаций и занятия достойного места любой страной в мировом сообществе.