Ф.У. Тейлор

Лекция 3. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вопросы для повторения и размышления

Выводы

1. Наука социального управления не является прикладной. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования, является крайне актуальным направлением научного знания, от успехов которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

2. Наука социального управления представляется как единая отрасль научного знания, которая изучает целостное освоение окружающего мира под углом зрения системного воздействия на сферы общественной жизни во имя достижения цели общества – повышения качества жизни своих членов. Она исследует общие закономерности, принципы целенаправленного воздействия на общественные процессы, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления.

Основным методом исследований является системный подход, который позволяет объединить всю совокупность средств и методов, помогающих не только изучить свойства и структуру объекта в целом, но и осуществить комплексное воздействие.

3. Наука социального управления опирается на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфическая управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, ее строения, функционирования и развития. Словом, для эффективного управления необходима профессиональная подготовка кадров управления, которая в современных условиях является одним из самых высокорентабельных вложений. Украинским гражданам пора вспомнить слова Конфуция, сказанные две с половиной тысячи лет назад: «В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют плохо, – стыдятся богатства».


1. Почему сегодня необходимы становление и быстрое
статусное оформление такой отрасли научного знания, как социальное управление?

2. Каков предмет общей теории социального управления?

3. На какие фундаментальные науки опирается теория социального управления?

 

1. Генезис развития управления

2. Основные школы и направления

 

“Искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение».

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами.

Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII, а прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины, вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получении продуктов – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

Как только люди стали жить племенами и начали совместно трудиться (охота, рыбная ловля, устройство жилищ, защита от диких зверей и т.п.), так появилась потребность в управлении организации, накопился определенный опыт, который передавался от поколения к поколению, закреплялся в культуре, становился ее частью.

Многочисленные памятники убедительно свидетельствуют о том, что древние люди понимали и отлично использовали элементы управления (целеполагание, сбор информации, управленческие решения др.). Этот богатый опыт находил отражение в различных письменных памятниках, где четко устанавливалась ответственность за работу, документальную отчетность и т.п.

Освоение управленческих технологийв древности шло не только путем культурного обмена,но и средствами завоеваний, когда не только захватывались материальные ценности, он и активно осваивались достижения культуры, управленческой мысли.

Важным двигателем культуры была торговля, когда обменивались не только товарами, но и управленческими технологиями. Например, известно, что японцы заимствовали у китайцев письменную культуру, философию, методы административного управления. Великие достижения Древней Греции в области культуры и управления были взяты на вооружение Древним Римом и до сих пор являются предметом изучения и заимствования многими цивилизациями. Причем, каждая последующая цивилизация обогащает, развивает и создает новые образцы культуры, которых не было в прошлом.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в ХIХ веке принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии но и специалистом в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна.Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимость обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды.

Содержание управления стало активно развиваться во времена промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления.Самые первые исследования в области управления были сделаны классической школой. Первых управленцев в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход).Свою деятельность они сосредоточили на адаптации рабочих. В целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915),который возглавил движение научного управления.Он заинтересовался эффективностью деятельности не человека, а организации, что и положило начала развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления оно было признано самостоятельной областью научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Основополагающие принципы управления, по Ф.Тейлору, состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель «школы научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области управления. Тейлор внимательно, с секундомером в руках изучал простейшие трудовые процессы – погрузку, кладку кирпича и т.п. и заметил, что необходимо исследование каждого элемента труда, отбора рабочих на основе научных критериев. Он пришел к выводу о том, что каждому следует поручить только ту операцию, которую он может выполнить с наибольшей эффективностью на основе своих умений и физических данных.

Самому квалифицированному рабочему по той или иной специализации он предложил выплачивать денежную надбавку от 30% до 100% в сравнении со средним заработком. Эти наблюдения Тейлор обобщил в книге «Принципы научного управления».

Тейлор был яркой и многосторонней личностью. Изучал право в Европе, окончил технологический институт, прошел путь от рядового механика до главного инженера крупной сталелитейной компании. Но главный труд его жизни – «научное управление», начертано на его надгробии.

Становление науки об управлении связывается также с именем А.Файоля (1841-1925).Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий – функцию управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления «администрирования»(отсюда и название административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Файоль считается создателем «теории администрации»и системы учета человеческого фактора в управлении. Он взял за основу идеи Тейлора о стимулировании труда и применил их к деятельности высшего управленческого звена. Важнейшим открытием Файоля была его концепция непрерывности управленческого процесса.Функции планирования, организации, руководства, координации и контроля он рассматривал в единстве. Он также считал, что материальное вознаграждение за труд должно умело сочетаться с моральным стимулированием.

На рубеже 30-х годов был сделан определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений(поведенческой школы). В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось концентрировать внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в ученые, изучающие поведение человека и его роль, отмечали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами, и что в основе управления лежит забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором управления в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми (живыми машинами): на внимание и заботу о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, «ремонт» людей не потребуется.

Родоначальником школы человеческих отношенийпринято считать Э. Мэйо.Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом, воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

Ученый Гарвардского университета, Элтон Мэйо поставил серию экспериментов на заводе «Вестерн Электрик» в городе Хоторне около Чикаго. Результатом их стало выявление возможности неформальных и значимость групповых отношений на предприятии. Полученные результаты открыли новое направление в тории управления («хоторнский эксперимент»),суть которого состояла в том, что не только условия труда влияют на его производительность, но и внимание к формированию малых групп, к психологическому климату, к личности работающего.

В центре исследований были: социология, психология социальная психология и психиатрия на производстве. Э. Мэйо подчеркивал эффект «сопричастности»в процессе устранения конфликтов на производстве, поставил проблему «партнерства».

Движение человеческих отношений явилось противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент делался на заботе о людях, а в движении научного управления – на заботе их в производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень больший влияние на производительность труда. То есть речь идет о повышении эффективности организации за счет повышений эффективности ее человеческих ресурсов.

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40-60-е годы XXв. А. Маслоу.Им было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из них является иерархическая теория потребностей Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

■ физиологические;

■ безопасности существования;

■ социальные (принадлежность к коллективу, общение внимание к себе, забота о других и пр.);

■ престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

■ самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста.

Не менее популярно в «школе человеческих отношений» и учение Д.Макгрегора (1960). В основе его теорий (X и У) лежат следующие характеристики работников: теория Х – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория У – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями «количественной школы», часто называемой управленческой. Появление данной школы – следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

Менеджмент, как массовое явление и область общей теории управления, возник в результате осуществления управленческой революции на Западе в 60-80-е годы XX в. Он вплотную связывается с эффективностью управленческих воздействий в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночный структуры, экономику, финансы, персонал управления и т.п.

Его теория и практика разворачиваются как бы в другом социальном пространстве, другой социальной среде, когда социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей, утверждение достойного образа жизни становятся не только тенденцией общественного развития, но и нормой социального поведения государства (социального государства) рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное партнерство). В этих условиях цели общественного развития как бы определены, их стратегия выстроена и отражена в национальных социальных доктринах, законодательных нормах и акцент делается на методах их реализации в профессиональной деятельности управленцев на разных иерархических уровнях (от общества в целом до каждого местного сообщества, трудовой ассоциации, семьи каждого гражданина в отдельности).

На каждом уровне управления не только задаются социальные приоритеты, но и разрабатываются механизмы их реализации (экономические, информационные, организационные, административные, нормативно-правовые). Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной многоструктурной и массовой с точки зрения, как объекта воздействия, так и его субъекта. Появляется особый тип социального управленца – рыночный.

В истории становления системы управления было несколько революций, но началом менеджерской считается буржуазная революция, которая обусловила выход на историческую сцену новой фигуры – капиталиста, а по истечении определенного времени – наемного менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе.

Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков, транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место начинает занимать бюрократ –государственный чиновник. Административные работники фактически захватили господствующие высоты в общественной жизни и превратились в самостоятельную социальную страту. «Люди, господствующие в бюро», монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники – это, прежде всего, те, кто прошел специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессиональной деятельности.

Теоретический фундамент современного менеджмента заложен в работах А. Маслоу, Э. Мэйо, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации труда и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся управление персоналом или более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе сформулировал в своей книге «Концепции корпорации» (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем «менеджменте-буме», когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом «менеджмент-бума» явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», пафос которого состоял в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современник техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут справиться ни акционеры, ни правительство.

Сегодня, когда для Украины характерен управленческий кризис, уместно вспомнить учение английского экономиста Д Кейнса (1883-1946).Он явился основоположником теории государственного регулирования рыночных отношений. В основе его теории, получившей название кейнсианство, вразрез с мнением А. Смита, отрицавшего возможность и способность рынка к саморегуляции, лежит разработка административно-управленческих мер по преодолению стихийных последствий рыночного хозяйства в борьбе с кризисными явлениями, по стимулированию полной занятости населения, организации общественных работ.

Важно подчеркнуть, что теория кейнсианства была разработана в результате обстоятельного анализа широкого экономического кризиса 1929-1933 гг., она изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег».

Основные суждения по управлению, высказанные в трудах этих ученых и всех последователей вплоть до сегодняшнего дня посвящены управленческой деятельности – соединению в управлении научного знания, технических средств, трудовых и эвристических способностей человека. Управленческой деятельности посвящена обширная и разноплановая научи» литература, которую полезно и необходимо изучать сегодня каждом управленцу.

Это связано с тем, что понимание прошлого помогает осмыслить настоящее, заглянуть в будущее. Оно всегда имеет исторические корни, которые нередко лежат в глубине древнейшей истории народа, цивилизации. Например, истоки современного ноосферного мышления и соответствующего образа жизни, что открыто, как известно, российскими учеными и сегодня активно развивается, лежат в древней культуре России, ее религиозном сознании. Например, в славянском мировоззрении, которое отличается от христианского. В центре картины мира находится Бог Сварог,который все сущее разделил на две равнозначные системы: «Мир» и «Человек». Управление ими осуществлял сам через «Правь» (законы и правила творчества и удержание чистоты) и «Душу» (природную энергию света, тепла, молнии, реки, ветра, растений, плодородной земли).