Уровни психолого-управленческой проблематики
Понятие о психологии управления
ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления
ТЕМА 6. Психология управления в условиях
Общение как восприятие людьми друг друга
ТЕМА 2. Понятие общения и его роль в
СОДЕРЖАНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Автор-составитель – к.с.н., доцент Еремина Е.В.
ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления…………………………..3
Понятие о психологии управления………………………………………….……..3
Уровни психолого-управленческой проблематики……………………………5
управленческой деятельности……………………………………………………...8
Виды и уровни общения......................................................................................8
Коммуникативный аспект общения...................................................................9
Интерактивный аспект общения......................................................................16
(социальная перцепция)....................................................................................19
ТЕМА 3. Руководство и лидерство как социальные феномены……….…24
Соотношение понятий «управление»,
«руководство», «лидерство»……………………………………………….…..…24
Основные теории лидерства…………………………………………………..…..27
Основные функции управленческой деятельности…………………………30
ТЕМА 4. Индивидуальный стиль деятельности руководителя…….… …32
Понятие «стиля управления»………………………………………………… ….32
Концепции личности руководителя………………………………………… ….35
Характеристики личности руководителя……………………………………….38
Особенности личности подчиненного…………………………………………..44
ТЕМА 5. Мотивация как фактор управления личностью……………………47
Трудовая мотивация — социальная основа управления…………………..47
Теории мотивации…………………………………………………………………….48
Основные факторы трудовой мотивации……………………………………...54
Причины пассивности работника…………………………………………………56
конфликтной деятельности………………………………………………………..58
Конфликт как социальное явление……………………………………………....58
Особенности управленческого воздействия на конфликты………………60
Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта…………….60
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...65
1.Современная наука управления последовательно разворачивается в сторону социологизации и психологизации. Глубокие изменения в обществе на рубеже XX и XXI веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей персонала признан решающим условием повышения эффективности совместной деятельности любой организации. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения, не последняя роль принадлежит психологии управления. Все чаще подчеркивается необходимость многосторонней разработки психологии управления как особой, отдельной отрасли психологической науки, со своими объектом и предметом исследования.
Она призвана интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений. Ведь управление как социальный процесс, имеющий дело с живыми людьми, не всегда развивается по инструкциям и формулярам. Помимо формальных взаимоотношений, в любой организации существует сложная система неформальных связей, зависимостей и межличностных отношений.
Под влиянием личностных факторов зачастую происходит неконтролируемое перераспределение функций руководства, прав и должностных обязанностей, ответственности и полномочий. Реальные функции того или иного должностного лица могут существенно отличаться от предусмотренных должностными инструкциями. Вот почему меры по рационализации управленческой деятельности не всегда приводят к успеху, поскольку не учитываются индивидуальные особенности работников, психологические аспекты их отношений к порученному делу и к самим себе. Изучить и учесть эти проблемы в управленческой деятельности позволяет психология управления.
Термин «психология управления» впервые начал использоваться в СССР в 20-е годы. На II Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов полностью был посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работников через стимулирование...»
В многочисленных работах по научной организации труда (труды А.К. Гастева, В.В. Добрынина, П.М. Керженцева, С.С. Чахотина и др.), вышедших в 20— 30-е годы, было немало интересных подходов к разрешению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологии управления выделиться в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.
Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику.
Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:
* потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;
* потребности развития психологической науки. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.
Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям — в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для переживаемого периода характерен ряд черт:
* прикладной характер разрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для управленцев различных ступеней;
* интеграция психолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различных отраслей науки. Образно говоря, своеобразное «свидетельство о рождении» психологии управления еще только заполняется и сделаны лишь первые записи;
* главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.
К настоящему времени сложились две точки зрения на объект психологии управления. Так, в соответствии с первой, её объектом являются системы «человек — техника» и «человек — человек», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами (функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления (АСУ); социально-психологический анализ производственных b управленческих коллективов; взаимоотношения в них людей; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей).
В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек — человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность — группа», «личность — организация», «группа — группа», «группа — организация», «организация — организация».
Что касается предмета психологии управления, то есть того, что изучает данная наука, то в самом общем виде он представляет собой психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.
Таким образом,психология управления — это отрасль психологической пауки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
2.Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики.
1. Психологические аспекты деятельности руководителя:
* психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
* психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
* психологические аспекты принятия управленческого решения;
* индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
* возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
* закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
* закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;
* формальная и неформальная структуры организации;
* мотивация труда членов организации;
* ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.
3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя счленами организации:
* проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
* проблемы управленческого общения;
* оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;
* информированность как фактор повышения эффективного управления.
Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии и психология труда.
Наряду с этим психология управления основывается и на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций).
Общепризнано, что в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, то есть без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.