Комментарии

Приложения

 

Типовые задания к практическим занятиям

 

1. По данным денежного потока рассчитать приведенную на сегодняшний день стоимость (PDV) и чистую приведенную стоимость (NPV) при заданных значениях норматива дисконтирования (Е).

2. По данным денежного потока рассчитать внутреннюю норму прибыли (IRR); построить графики зависимостей:

где Т – время.

3. По данным денежного потока и заданных нормативных дисконтирования построить финансовый профиль-график и определить по нему точки характеризующие:

- срок окупаемости (payback);

- максимальные денежные затраты (maximum cash exposure);

- чистую приведенную стоимость (NPV).

4. По представленным данным построить график условно-постоянных переменных и суммарных текущих затрат; определить точку безубыточности и критический выпуск продукции. Проанализировать «движение» точки безубыточности при росте доли условно-постоянных затрат и изменениях цен реализации.

5. Рассчитать планы денежных потоков от операционной (производственной), инвестиционной и финансовой деятельности; составить сводный план, обеспечивающий положительное сальдо денежных потоков в каждый период времени за счет привлечения заемных средств.

6. Денежные потоки по инвестиционному проекту представлены в таблице. Рассчитать:

- денежные потоки по периодам;

- кумулятивный денежный поток;

- NPV при заданных значения норматива дисконтирования;

- внутреннюю норму прибыли;

- чувствительность и устойчивость проекта по IRR и NPV при заданном варьировании основных факторов (инвестиции, объем продаж, уровень текущих затрат).

Построить графики зависимостей:

-

-

-

- - отклонения факторов;

-

 

1. Правильно оценить сегодняшние затраты и завтрашние доходы можно только через учет факторов времени путем приведения разновременных платежей к одному времени:

- компондирование;

- дисконтирование;

где Дс – деньги «сегодня»; Дз – деньги «завтра»;

Е – норматив дисконтирования (приведения);

(1+Е) = α – коэффициент дисконтирования;

t – число периодов времени.

2. Чистая приведенная на сегодняшний день стоимость

,

где Кt – инвестиции (со знаком «-»);

Пt – прибыль (со знаком «+»);

tp – расчетный период, т.е. тот, к которому осуществляется приведение разновременных затрат и доходов (обычно tp = 0 – старт проекта).

Первое и необходимое условие экономической эффективности инвестиционного проекта: .

3. Внутренняя норма прибыли (доходности, рентабельности) определяется из условия

NPV

+

 

 

Е

NPV = f (E)

4. В экономическом смысле IRR показывает максимальный процент, под который могут быть привлечены деньги в инвестиционный проект и при реализации проекта заемные деньги и проценты будут возмещены. IRR равна такому значению норматива приведения, при котором NPV = 0.

Любой бизнес-план (инвестиционный проект) может быть реализован при условии: IRR > %, где % - процент под который привлекаются заемные деньги.

 

 

3.2.Тест

 

Данный тест составлен в соответствии с методическими принципами, практикуемыми в государственных высших учебных заведениях России для оценки знаний студентов во время аттестации и аккредитации вузов.

 

1. Международные рекомендации по разработке бизнес-планов и оценке эффективности инвестиций разработал институт:

А. ФАО.

Б. ЮНИДО.

В. ЮНИСЕФ.

2. Метод аннуитета предполагает использование в расчетах:

А. Средних, равных по времени величин.

Б. Прогрессивных, нарастающих по времени величин.

В. Прогрессивно убывающих по времени величин.

3. Вычисление по формуле сложных процентов будущих доходов называется:

А. Дисконтирование.

Б. Компондирование.

В. Аннуитет.

4. Для приведения разновременных затрат и доходов к сопоставимому виду можно использовать:

А. Только компондирование.

Б. Только дисконтирование.

В. Дисконтирование и компондирование.

5. Если в анализируемом денежном потоке сначала имеют место инвестиции, а потом появляются доходы, то при увеличении норматива приведения величина NPV имеет тенденцию:

А. К снижению.

Б. К увеличению.

6. Внутренней нормой прибыли (IRR) называется такое значение норматива приведения (Е). при котором:

А. NPV > 0.

Б. NPV < 0.

В. NPV → 0.

Г. NPV = 0.

 

7. Если процент, под который можно привлечь инвестиции для реализации бизнес-плана – Р, то условие экономической целесообразности реализации проекта:

А. IRR < 0.

Б. IRR = P.

В. IRR > 0.

8. IRR – показатель эффективности инвестиционного проекта:

А. Относительный.

Б. Абсолютный.

В. Абсолютный или относительный в зависимости от обстоятельств.

9. NPV – показатель эффективности инвестиционного проекта:

А. Относительный.

Б. Абсолютный.

В. Абсолютный или относительный в зависимости от обстоятельств.

10. Какой показатель эффективности важней для оценки инвестиционного проекта:

А. IRR.

Б. NPV.

В. Оба (IRR и NPV) важны с разных позиций в зависимости от обстоятельств.

11. Для расчета NPV разновременные затраты и доходы приводятся на:

А. Момент начала проекта.

Б. «Середину» проекта.

В. Момент окончания проекта.

12. В инвестиционный проект целесообразно вкладывать «деньги» если:

А. NPV < 0.

Б. NPV > 0.

В. NPV = 0.

13. Эффективность инвестиционного проекта тем выше, чем значение IRR:

А. Ниже.

Б. Выше.

В. Стабильнее.

14. Эффективность инвестиционного проекта тем выше, чем значение NPV:

А. Ниже.

Б. Выше.

В. Стабильнее.

15. Эффективность инвестиционного проекта тем выше, чем значение «периода возраста средств»:

А. Ниже.

Б. Выше.

В. Стабильнее.

16. На финансовом профиле (графике) инвестиционного проекта период возврата средств (срок окупаемости) характеризуется:

А. Точкой перегиба кривой.

Б. Точкой пересечения кривой горизонтальной оси.

В. Точкой пересечения кривой вертикальной оси.

17. Показатель IRR от выбора величины норматива приведения по фактору времени:

А. Зависит.

Б. Не зависит.

18. Показатель NPV от выбора величины норматива приведения по фактору времени:

А. Зависит.

Б. Не зависит.

19. Показатель «срок окупаемости» от выбора величины норматива приведения по фактору времени:

А. Зависит.

Б. Не зависит.

20. Зависимость между инфляцией, реальной и номинальной ставкой (процентом) описывается формулой:

А. Ньютона-Рафсона.

Б. Фишера.

В. Самуэлльсона.

 

3.3. Примерный перечень экзаменационных вопросов

 

1. Инвестиции: содержание категории, классификация инвестиций по разным признакам.

2. Эффективность: содержание категории, принципы изменения.

3 Принцип (метод) аннуитета в оценке эффективности инвестиций: достоинства и недостатки.

4. Бизнес-план: типовой состав разделов, резюме.

5. Фактор времени в оценке эффективности инвестиций; дисконтирование.

6. Фактор времени в оценке эффективности инвестиций; компондирование.

7. NPV – как важнейший показатель эффективности инвестиций.

8. Зависимость NPV от норматива приведения по фактору времени.

9. Внутренняя норма прибыли – важнейший показатель эффективности инвестиций.

10. Внутренняя норма прибыли: способы вычисления, графическая интерпретация.

11. Финансовый профиль проекта.

12. Система показателей эффективности инвестиций.

13. График и точка безубыточности в анализе инвестиционных проектов.

14. План прибылей (убытков).

15. Выбор норматива проведения при расчетах NPV.

16. Учет инфляции при оценке эффективности инвестиций; формула И. Фишера. Выбор масштаба цен и валюты для расчетов.

17. Анализ рисков в бизнес-плане.

18. Анализ чувствительности проекта по NPV.

19. Анализ чувствительности проекта по IRR.

20. Срок окупаемости (возврата) инвестиций без учета и с учетом фактора времени.

31. Анализ «устойчивости» инвестиционных проектов.

32. Финансовая стратегия реализации проекта. Собственный, акционерный, заемный капитал: преимущества и недостатки.

 

 

3.4. Кейс – стадии «Бизнес – план организации лесопильного производства»

История вопроса

В октябре 1996 года к автору данной работы обратился студент-экономист заочного факультета АГТУ Олег Макаров с просьбой обсудить проблему и дать консультации в связи с тем, что он с коллегами и друзьями решил создать свой бизнес в виде небольшого лесопильного производства. О. Макаров сначала занимался торговлей аудио и видео записями, затем торговлей лесоматериалами, а последнее время работал, используя систему толлинга: покупал пиловочник, размещал его как давальческое сырье на Плесецком лесозаводе, получал пиломатериалы и реализовывал их, в том числе на экспорт.

Уже в ходе первых консультаций удалось прийти к выводу, что нужно разрабатывать бизнес-план, что и было сделано автором с активным участием заказчиков.

Основными оригинальными решениями данного бизнес-плана были:

- выбор высокопроизводительного и компактного оборудования (финская фирма «КАРА»);

- использование уже имеющегося у инициаторов проекта производственного здания, производственных площадей и земельного участка;

- использование инициаторами проекта наработанных связей на рынке сырья и рынке продаж пиломатериалов;

- смешная финансовая стратегия: использование для реализации проекта собственных, заемных и акционерных (паевых) средств.

В феврале 1997 года бизнес-план был разработан, а в феврале 1998 года проект был реализован, но не в Плесецке (Архангельской области), а в Подмосковье.

 

Введение: бизнес-идея

В нелегкое, но интересное время начала 90-х годов начали свою трудовую деятельность три друга Андрей, Олег и Николай из небольшого городка П., что находится в Архангельской области недалеко от областного центра.

Много общего поначалу было в их судьбе: вместе учились в школе, вместе начали работать на лесных предприятиях района. Но затем пути из разошлись.

Андрей и Олег, поработав немного на государственных предприятиях, занялись частным бизнесом, торговлей, а Николай, продолжая работать на акционировавшемся лесопильном заводе и обучаясь заочно в Архангельском техническом университете, стал грамотным квалифицированным инженером, мастером производства.

Андрей за товарами часто ездил в Москву, приобрел там партнеров, а потом и новых друзей, наконец сам перебрался в столицу и стал работать на рынке ценных бумаг в мощной частной финансовой корпорации «АВС», в состав которой входили: банк, чековый инвестиционный фонд, страховая компания, инвестиционная компания, фондовый магазин, брокерские фирмы и ряд других структур. Андрей закончил несколько краткосрочных курсов по работе с ценными бумагами и начал сочетать работу с учебной в одном из платных вузов Москвы.

Олег в начале своей деятельности занимался видеопрокатом и торговлей аудио и видео записями, а потом перешел в бизнес, связанный с оптовой торговлей лесопродукцией.

Встретились они все вместе в родном городке П. в 1997 году и, рассказывая друг другу о своей работе, вдруг «наткнулись» на одну общую для всех их тему.

Импульсом послужил рассказ Олега о том, что не внешнем рынке вдруг довольно резко стали расти цены на пиломатериалы: «Вот бы организовать свое хотя бы и небольшое производство пиломатериалов», - воскликнул Николай. «А почему бы и нет?» – откликнулся Андрей. И тут, переглянувшись, они поняли, что судьба дает им счастливый шанс: в нужный момент сводя их всех вместе. И действительно, команда получилась весьма эффективная.

Николай – накопил солидные знания и умения в области лесопиления, стал проявлять себя как организатор производства и менеджер по работе с людьми, но при этом был не удовлетворен атмосферой и уровнем производства на приватизированном (бывшем государственном) предприятии, где работал: испытывал дефицит реальной власти, чтобы изменить что-то к лучшему; считал очень низким и нестабильным уровень оплаты своего труда.

Олег – хорошо изучил рынок сбыта пиломатериалов, установил деловые и личные контакты с потребителями, но мечтал продавать не чужой, а свой товар, что позволило бы придать устойчивость каналам сбыта и извлекать прибыль не только из сферы торговли, но и из сферы производства.

Андрей – в принципе был доволен своей работой на финансовых и фондовых рынках, но в 1997 году и здесь ситуация стала изменяться.

Доходность операций в финансовом секторе была высокой, но рискованной. Все больше инвесторов стали искать точки приложения капитала в реальном (производственном) секторе экономики. Работая в Москве, Олег неплохо знал ряд таких структур, которые в 1997 году стали сами искать высокоэффективные производственные проекты для инвестирования.

Ребята поняли, что, соединив воедино профессиональные знания Николая, наработанные на рынках сбыта связи Олега и привлекая через Андрея деньги из Москвы, они реально могут начать свой частный бизнес, который может оказаться весьма эффективным. «Ударив по рукам», молодые бизнесмены поняли, что на пути к задуманному им придется дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с финансированием организации дела и оценкой его эффективности. Здесь Андрей и Николай дружно заявили, что в комплексе эти вопросы можно решить лишь в виде разработки бизнес-плана; Олег поддержал это мнение. Решили, опираясь на свой опыт и знания, разработать бизнес-план самостоятельно, консультируясь у преподавателей вузов, где учились Олег и Андрей. Свою бизнес-идею молодые предприниматели сформулировали следующим образом: опираясь на свои профессиональные знания в области производства и сбыта пиломатериалов, а также предпринимательства и финансов, организовать свой частный бизнес в виде небольшого лесопильного производства с целью получения прибыли, используя сырьевую базу и инфраструктуру П. района Архангельской области.

Круг вопросов, связанных с разработкой бизнес-плана, договорились примерно распределить следующим образом.

Андрей – выбор организационно-правовой формы будущего предприятия, финансовая стратегия, оценка эффективности инвестиций, их окупаемость и «отдача».

Олег – маркетинг: поиск и «закрепление» партнеров на рынках сбыта, изучение традиционных и новых потребностей потребителей, изучение рынка поставщиков (пиловочника), поиск и разработка эффективных денежных и других форм расчетов с поставщиками и потребителями, ценовая стратегия.

Николай – выбор эффективной технологии производства пиломатериалов на базе новых комплексных автоматизированных линий, выбор места производственного участка, пусконаладочные работы и организация производства пиломатериалов.

Договорились к следующей встрече собрать и подготовить информацию по данным направлениям и в течение десяти дней разработать предварительный вариант бизнес-плана (так называемый pre-feasibility study) с тем, чтобы далее обсуждать проблему более предметно и иметь информацию для принятия окончательного решения.

 

Обсуждение pre-feasibility study

В соответствии с договоренностью друзья неделю работали, собирая информацию, а затем снова собрались вместе, чтобы обсудить эскиз бизнес-плана.

Андрей – подтвердил свою первую информацию о том, что в финансовых структурах Москвы достаточно просто найти деньги на реализацию небольшого и эффективного инвестиционного проекта при условии наличия грамотно разработанного бизнес-плана (feasibility study). Объем инвестиций в проект по ориентировочным подсчетам Николая не должен превышать 250 тыс. USD. Эту сумму в принципе можно аккумулировать разными способами с учетом интересов инициаторов проекта.

При реализации любой схемы финансирования молодые бизнесмены твердо решили вложить в проект и свои деньги, тем самым повышая свою ответственность за судьбу проекта. С учетом этого в качестве организационно-правовой формы будущего предприятия решено было выбрать общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Схема «акционерный (долевой) капитал» – в соответствии с этой схемой к собственному капиталу молодых бизнесменов можно было бы привлечь деньги московских структур в виде оплаты паев (акций) в уставном капитале будущего предприятия. Достоинство этой схемы для инициаторов проекта – привлеченные деньги не надо было бы возвращать; недостаток – все привлекаемые акционеры приобретают право в дальнейшем участвовать в управлении предприятием и распределении прибыли.

Схема «заемного капитала» – привлекательна тем, что проект реализуется на «чужие» деньги и после их возмещения кредитор не участвует ни в управлении, ни в распределении прибыли. Однако кредитные деньги – это дорогие деньги, их надо возвращать в жесткие сроки и с процентами.

Решили: в формировании необходимого объема инвестиций в основном полагаться на собственные деньги и кредиты; акционерный капитал в случае необходимости привлекать в доле, не превышающей 20 % от уставного капитала будущего предприятия. Окончательное решение о соотношении собственного, привлеченного и заемного капитала принять после того, как в разработанном бизнес-плане выяснится уровень эффективности инвестиций (будет определена внутренняя норма прибыли и срок окупаемости инвестиций).

Олег – доложил ситуацию на рынке пиломатериалов в целом и охарактеризовал рынок сбыта и будущих партнеров по объемам поставок, уровню цен и формам расчетов. Одновременно с этим представил информацию и о поставщиках пиловочника.

Решили: с учетом проанализированной информации основной количественный параметр – объем производства и реализации пиломатериалов – утвердить в размере 1000 м3 в месяц.

Николай – проанализировал разные технологии, предложил друзьям остановить свой выбор на лесопильном оборудовании финской фирмы «Каллион Канепя», выпускающей стационарные малогабаритные лесопилки на базе комплектов круглопильных обрезных и торцовочных станков, известных под маркой «Кара». На этом лесопильном оборудовании можно пилить даже не отсортированные бревна и производить пиломатериалы нестандартных размеров (сечений и длин) в соответствии с требованиями отдельных потребителей, что значительно расширяет границы потенциальных рынков сбыта. Менеджеры фирмы «Каллион Канепая» для небольшого гибкого и эффективного лесопильного завода рекомендуют комбинацию из двух стационарных однопильных станков, одного обрезного и одного торцовочного (информация, собранная Николаем, представлена далее).

Решили: на основе собранной информации разработать бизнес-план и, проанализировав его принять окончательное решение по заводу.

 

Базовая информация для разработки бизнес-плана

 

Продукция и рынок

 

Предлагается в качестве основной продукции выпускать пиломатериалы; качество продукции, поставляемой на внутренний рынок, должно удовлетворять требования ГОСТ 8486-86, а качество пиломатериалов на экспорт – ГОСТ 26002-83; размеры сечения пиломатериалов будет определять потребитель.

 

Продукция Доля в общем объеме, % Объем производства и продаж, м3/мес. Цена без НДС, USD
1 Пиломатериалы внутреннего рынка. 70-80
2 Пиломатериалы экспортные 110-130
Итого  

 

Примечание. С учетом освоения производственных мощностей в начальный период объем производства может составить; %: 1 м. – 50; 2-й м. – 80; 3-й м. – 100.

 

 

Инвестиции

Наименование Ориентировочная величина, тыс. USD
1. Организационные расходы: разработка бизнес-планов командировочные расходы регистрация предприятий  
Итого 10-12
2. Здание и земля: имеется готовый ангар на участке земли, право бессрочного пользования, которой принадлежит собственнику ангара  
Итого 18-20
3. Оборудование: два станка «Кара» станок обрезной станок торцовый дополнительное оборудование транспортировка монтаж   100-110 3-5
Итого (п. 1 + п. 2 + п. 3)  
4. Начальный оборотный капитал В размере реализации за месяц (с учетом сроков прохождения платежей)
Всего (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4)  

 

Текущие затраты (на объем производства 1000 м3 пиломатериалов в месяц)

Наименование Норма расхода на 1м3 пиломатериалов Цена, USD Стоимость на 1 м3 пиломатериалов, USD
1. Пиловочник, м3  
2. Электроэнергия, кВт.ч 0,05  
3. Инструмент режущий     2,5

Примерное штатное расписание

 

Наименование Списочная численность (при работе в две смены) Средняя зарплата в месяц, USD
Рабочие: оператор пильного станка рабочий на торцовочном станке рабочий на обрезном станке рабочий на заточке подсобный рабочий    
Администрация: Управляющий Мастер Бухгалтер-экономист сторож    

 

Внимание: Учтите в расчетах отчисления на социальные нужды и внебюджетные доходы, производимые от начисленного фонда заработной платы.

 

 

Налоги и внешняя среда

В финансовых расчетах необходимо учесть, если не все, то хотя бы основные налоги, которые придется платить:

- налоги на прибыль;

- таможенные пошлины;

- налог на добавленную стоимость (на экспортную продукцию возмещается государством);

- налог на имущество;

- дорожный налог;

- и другие.

Для малых предприятий можно применять ускоренную амортизацию, что увеличивает собственные ресурсы бизнеса.

Рекомендуем с учетом экспортной направленности бизнеса финансовые расчеты вести в «твердой» валюте (доллары США) и в рублях, при этом надо указывать курс «доллар/рубль», так как это может непосредственно влиять на результаты оценки эффективности инвестиций.

Методические указания к реализации кейс-стади

 

Предлагается в рамках описаний ситуации разработать бизнес-план организации небольшого лесопильного предприятия. Состав разделов бизнес-плана должен быть стандартным для подобных проектов, но основное внимание в соответствии с содержанием данного учебного курса должно быть уделено оценке эффективности инвестиций. Для этого рекомендуется провести следующие расчеты.

1. Определить денежный поток инвестиций (временной шаг проекта 1 месяц).

2. Рассчитать денежный поток производства и продаж с учетом сроков освоения производственной мощности, средней цены реализации и сроков прохождения платежей.

3. Рассчитать денежный поток текущих затрат, в том числе условно-постоянных и переменных; построить график безубыточности и определить критическую точку безубыточности.

4. Рассчитать денежный поток формирования прибыли, в том числе чистой прибыли; определить денежный поток для возврата инвестиций (с учетом амортизационных средств).

5. Провести анализ эффективности инвестиций:

- определить временной интервал для оценки эффективности инвестиций (жизненный цикл или его часть);

- рассчитать недисконтированный кумулятивный cash-flow;

- рассчитать дисконтированный cash-flow (чистую приведенную стоимость – NPV) при различных нормативах дисконтирования Е (например, 1, 3, 5% в месяц);

- рассчитать внутреннюю норму прибыли (IRR), построить график ;

- рассчитать срок возврата инвестиций, построить финансовый профиль проекта :

 

 

NPV

 

(+)

 

Срок окупаемости РВ

0 Т

 

(-) М.С.Е.

 

 

Предпроизвод. период Период производства

 

 

Экономический срок жизни инвестиций

 

6. Провести анализ чувствительности и устойчивости проекта по IRR и NPV к вариациям таких факторов, как цена пиломатериалов, цена пиловочника, объем производства, текущие затраты, капитальные вложения.

7. Скорректировать финансовую стратегию реализации проекта с учетом показателей эффективности инвестиций.

8. Сделать выводы (резюме) об эффективности проекта в целом; оформить отчет в виде макета бизнес-плана.

 

4. Список используемой литературы

 

1. Беренс В. Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М., ИНФРА – М, 1995.

 

2. Волков А.Инвестиционные проекты М. ООО «Вершина», 2005

 

3. Виленский П., Лившиц В., Смоляк С. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М. Дело, 2001

 

4. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М, Проинвест Консалтинг, 1995.

 

 

5. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., ФиС, 1998

 

6. Липшиц И.В., Косов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций. М. экономист, 2003

 

 

7. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М. Экономика, 1984

 

8. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений М.Экономика, 1977

 

9. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. М. 1989. – 118 с.

 

10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. М., 2001

 

11. Руководство пользователя «Project Expert»: российский программный продукт для планирования и анализа эффективности инвестиций. М., Проинвест Консалтинг, 1998.

 

12. Инвестиционная деятельность. Под редакцией Г. Подшиваленко, Н. Киселевой. М. Кнорце, 2005.

 

13. Руководство по эффективности инвестиций М., «Интерэкспресс», ЮНИДО, 1998

 

 

Пластинин Александр Викторович
В 1969 году окончил с отличием Архангельский лесотехнический институт (АЛТИ) по специальности «Химическая переработка древесины» и начал работать в АЛТИ ассистентом кафедры экономики. В 1972-1975 годах обучался в очной аспирантуре Ленинградской лесотехнической академии, где в 1975 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук; в 1993 году там же защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. Обе диссертации посвящены проблемам формирования показателей и методов оценки, анализа и планирования экономической эффективности производства. В 1994 году получил ученое звание профессор; является член-корреспондентом Российской академии естественных наук (секция науки о лесе), принимает участие в работе диссертационных советов, как научный руководитель подготовил пять кандидатов наук. С 1994 года и по настоящее время работает заведующим кафедрой менеджмента в Архангельском государственном техническом университете; автор 80 научных работ. Много выступал с лекциями в аудиториях и средствах массовой информации по вопросам пропаганды экономических знаний. Учебную и научную работу постоянно совмещает с практикой. В 80-е годы работал по хоздоговорной тематике с предприятиями лесопромышленного комплекса. В 1990 году организовал и возглавил один из первых преподавательских кооперативов - "Хозрасчетный центр "Экономика, право, информатика". В 1992-1994 годах разрабатывал и принимал участие в разработке планов акционирования и приватизации ряда региональных предприятий, таких как: Архангельский гидролизный завод, Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия. В 1993 году вошел в первый состав Совета Директоров ОАО "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат", с 1997 года избирается Председателем Совета Директоров ОАО "СЦБК". Награды: заслуженный экономист РФ; медаль МВД России "200 лет МВД России".