В онтогенезе А.Н. Леонтьева

Кривая развития непосредственного и опосредованного запоминания

Эмоциональная память возникает уже на ранних этапах онто- и филогенеза, она есть и у младенцев и у животных. Это память на эмоции, которая помогает выделить в окружающем благоприятные и неблагоприятные условия для существования, причем представления в эмоциональной памяти крайне расплывчатые и неструктурированные.

Моторная память имеет четкую структуру, это память на движения, являющаяся основой привычек, операций, навыков.

Образная память встречается только у высших животных, млекопитающих. Образы могут быть более или менее отчетливыми, осознанными, различаются они и по степени обобщенности. Исходя из этого, выделяют эйдетическую и схематическую образную память. Эйдетическая память всегда конкретна, часто это образ, в основе которого лежит синестезия, то есть данные от нескольких органов чувств. Поэтому она очень устойчива, а ее объем может быть очень большим, почти не ограниченным. Схематическая память связана с начальной переработкой информации, которая частично обобщается так, что материал сохраняется не в виде конкретных образов, но в виде более общих и абстрактных схем.

Словесная (или вербальная) память - на слова, цифры, ноты, то есть знаки любой природы. Представления, которые являются результатом такой памяти, еще более обобщены и абстракты, чем схематические образы, иногда слово даже не имеет какого-то конкретного образа, с которым оно связано.

Автобиографическая память обеспечивает субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. В ее содержание входят автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни. Поэтому можно говорить о том, что именно автобиографическая память во многом помогает становлению представления человека о своем жизненном пути.