Кривая забывания

Сохранение информации зависит от : важности для жизнедеятельности живого существа, ее эмоциональной насыщенности, ее связи с прошлым опытом.

Г. Эббингауз, изучая процессы памяти, выстроил кривую забывания, показав, что более 60% информации забывается очень быстро, примерно в течение трех-четырех часов после заучивания. На основании своих результатов, он построил «кривую забывания», иллюстрирующую протекание данного процесса. Та информация, которая осталась в памяти, сохраняется долго, практически бесконечно. Исходя из этих данных, он выдвинут теорию забывания, которая получила название «теория затухания (выветривания) следов».



Ультракороткая память- это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. В экспериментах, изучавших особенности иконической памяти, испытуемому экспонировались на тахистоскопе таблицы, на которых были написаны 20 букв (по пять в четырех рядах). После экспозиции, экспериментатор спрашивал, какая буква была на том или ином месте (например, третья справа во втором снизу ряду). Если вопрос задавался не позже, чем через 20 секунд после экспонирования, испытуемый легко справлялся с заданием, то есть в течение этого времени вся информация, вся таблица была у него перед глазами, как картинка (икона). Отсюда и название для этого вида памяти. С этой картинки он и считывал информацию, отвечая на вопрос. Если же вопрос задавался позже, через 30 и более секунд, то картинка исчезала, т. к. часть информации из иконической памяти переходила в долговременную, а часть - в бессознательное. Поэтому испытуемый мог ответить лишь в том случае, если именно эту букву он случайно запомнил. Те же данные были получены и при изучении слуховой, эхоической памяти.

Кратковременная память характеризуется тем, что в течение 20 секунд в ней хранится информация, которая затем либо угасает, либо переводится в долговременное хранение. Основанная функция К.П. – это первичная ориентировка в окружающей среде, то есть отображение пространственно-временной структуры среды и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.

Оперативная память отличается тем, что время хранения информации в ней определяется задачей, то есть сведения сохраняются до тех пор, пока они нам могут понадобиться для решения. Это может быть несколько минут, а иногда и дней или недель. Но после того, как задача решена и этот материал больше не понадобится (или нам кажется, что не понадобится), информация вытесняется, забывается.

Долговременная память позволяет хранить опыт, осознавать себя во времени, то есть жить и в прошлом, а не только в настоящем. Ее объем и длительность фактически безграничны. Материал, который перешел в долговременную память, остается в сознании, хотя бы на его периферии. В случае же необходимости человек может постепенно вспомнить, актуализировать ту или иную часть информации даже из бессознательного. Д.П. также помогает предвосхищать события на основе прошлого опыта, включая во временную перспективу не только прошлое и настоящее, но и будущее. Различают две системы Д.П. - эксплицитную и имплицитную. Эксплицитная память – это память на факты и события, и имплицитная – память на навыки. Знание, которое хранится в эксплицитной памяти, человек может сознательно вспомнить. Содержание имплицитной памяти вспомнить нельзя, но она проявляется в действии.

Произвольное запоминание (мнемическая деятельность) характеризуется не только осознание цели, но и возможностью произвольной регуляции деятельности по запоминанию - какой именно материал, в каком объеме и на какой период времени необходимо запомнить. Такая регуляция возможна только на определенном этапе развития психики, поэтому произвольной памяти нет ни у животных, ни у маленьких детей.

Условия произвольного запоминания:

1. Рациональная организация деятельности по запоминанию: осмысление материала, разделение его на смысловые части, ассоциирование частей информации.

2. Интерес к запоминаемой информации.

3. Установка на запоминание.

4. Рациональное повторение.

5. Укрупнение единиц информации

Непроизвольное запоминание возникает уже на ранних этапах фило и онтогенеза, при этом запоминаются преимущественно либо значимые для жизнедеятельности, либо эмоционально окрашенные, либо субъективно (для данного человека) интересные материалы. Эмоциональный опыт, профессиональные и личные интересы и стремление к биологической адаптации являются ведущими факторами, определяющими непроизвольное запоминание. Запоминаются также очень интенсивные объекты (яркие краски, громкие звуки), а также динамические, движущиеся, а не статичные предметы, то есть все, что привлекает внимание и может стать источником важной для жизни информации.

Изучая развитие опосредованного запоминания, Выготский и Леонтьев обнаружили, что маленькие дети не могут использовать имеющиеся у них средства для того, чтобы лучше организовать и запомнить материал. Эта способность появляется только к 5-6 годам. В экспериментах Леонтьева испытуемым предлагалось запомнить 15 слов. В первой серии они механически заучивались, а во второй в помощь давались картинки, которые можно было подобрать для каждого слова и, глядя на которые, затем воспроизвести слова. То есть картинки, опосредуя процесс запоминания слов, помогали их вспомнить по требованию экспериментатора. Как уже было сказано, маленьким детям картинки не помогали, зато у 6-8-летних детей объем воспроизведенного материала вырос почти в два раза. Эффективность картинок постепенно уменьшалась, и у взрослых разница в количестве воспроизведенных в двух сериях слов была крайне незначительна. Это связано с тем, что постепенно знак (картинка), интериоризировался, переходил во внутренний план, и взрослому человеку не требовалась картинка, так как он логически группировал слова, связывая их друг с другом для лучшего запоминания. Таким образом, у взрослого человека память почти всегда опросредована какими-то внутренними знаками (логикой, цифрами, памятными датами, даже мелодией).