Теоретические методы

Бланк регистрации данных наблюдений

Приложение

 

Обучающая деятельность
Раздел I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Подраздел
Баллы
Показатели а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в а б в
ФИО педагога                                                                        
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         

 

Примечание: Фиксация данных наблюдений может осуществляется как по ходу занятия, так и сразу после его окончания, занимая всего 2-3 мин. При наличии поведения, соответствующего каждому конкретному показателю, проставляется «+» в нужную строку.

Количественная обработка данных наблюдения (Vср=X/36, где X – количество набранных баллов) позволяет выделить 4 уровня подготовленности педагога:

1) менее 0,50 – недостаточно подготовленный преподаватель;

2) 0,51 – 0,70 – удовлетворительно подготовленный преподаватель;

3) 0,81 – 1,10 – опытный педагог;

4) Более 1,11 – педагог-мастер.

 

 

Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональныйподход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:

- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры.

- структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система.

- функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.

- динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.

Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.