Теоретические методы
Бланк регистрации данных наблюдений
Приложение
Обучающая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||||||||||||||||||||||||
Подраздел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в |
ФИО педагога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Фиксация данных наблюдений может осуществляется как по ходу занятия, так и сразу после его окончания, занимая всего 2-3 мин. При наличии поведения, соответствующего каждому конкретному показателю, проставляется «+» в нужную строку.
Количественная обработка данных наблюдения (Vср=X/36, где X – количество набранных баллов) позволяет выделить 4 уровня подготовленности педагога:
1) менее 0,50 – недостаточно подготовленный преподаватель;
2) 0,51 – 0,70 – удовлетворительно подготовленный преподаватель;
3) 0,81 – 1,10 – опытный педагог;
4) Более 1,11 – педагог-мастер.
Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональныйподход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры.
- структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система.
- функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.
- динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.