III. Проявление познавательной деятельности обучаемых на занятии и управление ею

II. Психологическая оценка содержания лекции, семинара, практического занятия

I. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Анализ и самоанализ учебных занятий по психологии

III. Контрольно-оценочный этап лекции. Итоги лекции

II. Содержательно-операциональный этап лекции (время, отводимое на этот этап)

1. План лекции.

2. Библиография по теме лекции для студентов.

3. Конспект содержания лекции.

 

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции (этот блок в конспект лекции не включается, продумывается в процессе ее подготовки).

1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

При освоении любой деятельности всегда важен анализ проделанного: достигнутых позитивных результатов и тех затруднений, с которыми пришлось столкнуться. Для осваивающих основы профессиональной деятельности психологов–преподавателей важным средством овладения педагогической деятельностью является психолого-педагогический анализ занятий (уроков) опытных преподавателей, учителей, занятий практикантов-психологов и, непременно, самоанализ разработок своих собственных занятий по психологии. Только при таком условии возможно успешное продвижение в приобретении опыта преподавания. Существует множество наработок по проблеме анализа урока. В литературе выделяют несколько типов анализа урока: дидактический, психологический, методический, организационный.

Вам предлагается схема системного анализа аудиторного (классного) занятия (урока)по психологии (и, соответственно, схема самоанализа), включающая следующие разделы:

(лекции, семинара, практического занятия)

1. Тема, цели и задачи лекции или семинара.

2. Структура занятия и его психологическая целесообразность.

Качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень конкретности, абстрактности и обобщенности).

Активизация каких сторон познавательной деятельности студентов требует восприятия этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какой вид познавательной деятельности преобладал на занятии (простая ассоциативная, простая формальная, сложная формальная или неформальная)?

Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности студентов, их жизненному опыту и уровню знаний?

Как преподаватель делает сложную учебную информацию доступной восприятию студентов, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, метафор; использование наглядных средств, связь с жизнью)?

Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и т.д.)? Насколько оптимально преподаватель реализует его воспитательные возможности?