Лекция № 2

Слово1

Постоянные и полупостоянные запоминающие Устройства.

Самостоятельный и очень важный класс ЗУ составляют постоянные ЗУ (ПЗУ) или полупостоянные, иначе программируемые постоянные ЗУ (ППЗУ). Идея построения ПЗУ весьма простая. Обратимся к рис. 9 Имеются набор горизонтальных, так называемых адресных, проводов и набор вертикальных или разрядных проводов. Число разрядных проводов соответствует числу разрядов (бит) в запоминаемых словах (чаще 8 или 16). Число адресных – соответствует объему ПЗУ.

Предположим теперь, что на горизонтальный провод, помеченный как «Слово 2», подано положительное напряжение. На все остальные горизонтальные провода напряжение не подается. Аноды всех диодов подсоединенных к горизонтальному проводу «Слово 2», окажутся под положительным напряжением. Значит, эти диоды будут смещены в прямом

направлении и смогут проводить электрический ток.

 

 

 

Слово2

 

 

СловоN

 

0 1 2 3 4 5 6 7

Рис. 9.

 

Соответственно на вертикальных проводах 0, 2, 5, 6 установится также положительное напряжение и в ПЗУ можно прочитать слово 10100110. Таким образом, подавая положительное напряжение на один из горизонтальных проводов, можно прочитать связанное с ним слово, причем расстановка «0» и «1» задается диодами.

Первоначальное распределение диодов можно задать двумя способами. В первом способе диоды расположены во всех точках пересечения вертикальных и горизонтальных проводов. Последовательно с диодами включены плавкие перемычки. Подавая напряжение в нужных местах, перемычки расплавляют, и соответствующий диод окажется отключенным. Подобная запись может производиться однократно.

Во втором способе вместо одного диода включены последовательно два, однако, навстречу друг другу. В необходимых местах диоды пробиваются, как и плавятся перемычки. Это тоже однократная запись.

Для многократной записи выпускают ППЗУ. Их схема полностью идентична рассмотренным, но вместо диодов включены специальные МДП-транзисторы с плавающим затвором. Если приложить большое напряжение между истоком и стоком, то затвор зарядится, и заряд будет сохраняться достаточно долго. Запись происходит также, как и в предыдущих случаях, приложением большого напряжения (80В) между соответствующими проводами. Однако в отличие от ранее рассмотренных способов, здесь не возникает необратимых процессов. Для перепрограммирования заряд удаляется облучением ультрафиолетовыми лучами через специальное окошко.

Тема: СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.

 

Для правильной поста­новки диагноза необходимо иметь наиболее полную и подробную инфор­мацию о состоянии здоровья пациента. Такие сведения можно получить при обследовании пациента.

Различают: субъективный метод обследования (расспрос пациента) и объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные методы).

Субъективный метод обследования (расспрос пациента).

Расспрос больного – один из наиболее трудных, несмотря на кажущуюся простоту, методов исследования. Медицинской сестре приходится иметь дело с людьми самых разных профессий, возрастов, характеров, с разным уровнем интеллекта. Необходимо найти подход к больному. К нему следует обращаться по имени отчеству (ни в коем случае не употреблять слов «больной», «больная»), вопросы задавать в доступной форме с учетом культурного уровня больного, интеллекта, образованности. Если пациенту дать возможность самому рассказывать о болезни и жиз­ни, то он может опустить важную информацию, а детально остановиться на второстепенных обстоятельствах. Некоторым пациен­там бывает трудно рассказать о своих вредных привычках, перене­сенных в прошлом венерических заболеваниях. Надо расположить к себе пациента, вступить с ним в до­верительные отношения и начинать расспрос путем последовательной постановки вопросов по определенной схеме. Расспрос проводится в отсутствие посторонних лиц, и полученные сведения нужно хранить в тайне.

Схемаэта включает в себя следующие разделы:

· общие сведе­ния о пациенте;

· жалобы пациента;

· анамнез (история) за­болевания;

· анамнез жизни пациента.

Общие сведения о пациенте.Эта часть расспроса вклю­чает следующие сведения о пациенте:

- фамилия, имя и от­чество;

- возраст (дата рождения и количество полных лет);

- место жительства пациента;

- семейное положение;

- образование, профессия, место ра­боты и должность. Зная профессию и условия труда пациента, можно выяснить причины и условия, спо­собствующие заболеванию (например, возможность интоксикации, переох­лаждения).

Жалобы пациента. Выясняют жалобы пациента на момент обращения в амбулаторное учреждение или поступления в стационар. Анализ жалоб предусматривает выделение основных и дополнительных. Вначале выясняют основные жалобы, тщательно детализируя их по схеме, включающей характеристику, локализацию и иррадиацию (для боли), время и причины появления, после каких процедур она уменьшается или исчезает. Например, если пациент жалуется на боли в сердце, надо выяснить характер болей (давящие, колющие, ноющие и т.д.), их локализацию (за грудиной, в области верхушки сердца, разлитые боли в левой половине грудной клетки), возможную иррадиацию (боли могут иррадиировать в левую руку, плечо, спину и т.д.), условия возникновения болей (в покое или при физической нагрузке), чем боли купируются (проходят самостоятельно после отдыха или необходимо принять под язык Нитроглицерин). Детализация основных жалоб помогает связать их наличие с поражением определенных органов и систем организма. Бывают жалобы, характерные для многих заболеваний: кашель, головная боль, слабость, повышение температуры тела, снижение аппетита и другие, а бывают специфические жалобы, позволяющие сразу заподозрить какое-либо конкретное заболевание.

После того как пациент подробно опишет основные жалобы, выясняются дополнительные. Выявляются эти жалобы по системам. Это связано с тем, что некоторые больные, имея хронические заболевания, привыкают к определенным жалобам (например, кашель при хроническом бронхите) и не указывают на них. Зная перечень симптомов, возникающих при поражении каждой системы организма, спрашивают о них у пациента. В разговоре с пациен­том надо учитывать его образовательный уровень и ста­раться избегать употребления непонятных для него меди­цинских терминов.

Жалобы     Что следует уточнить   Описание
     
СИСТЕМА ОРГАНОВ КРОВОБРАЩЕНИЯ
Боли в области серд­ца   Локализация   За грудиной, в области верхушки сердца, в левой половине грудной клетки без четкой локализации.  
    Причина и условия появления   В покое, при физ. нагрузке, при волнении.  
    Характер   Колющие, жгучие, давящие, ноющие, острые, тупые.  
    Продолжительность   Постоянные или приступообразные  
    Иррадиация   В левую лопатку, левую конечность, челюсть  
  Чем купируется Проходит самостоятельно или после приема Нитроглицерина
Сердцебиение   Характер Чувство перебоев в работе сердца, чувство учащенного сердцебиения.  
Одышка   Постоянная или приступообразная   В покое или при физической нагрузке.  
Отеки   На ногах, асцит, анасарка   Отеки на ногах могут появляться к вечеру или быть постоянными. При асците больные будут жаловаться на увели­чение размеров живота, тяжесть в животе. При анасарке отек распространяется на подкожную клетчатку всего тела пациента.  
  СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ  
Кашель   Продолжительность Постоянный или приступообразный. В течение какого периода времени.  
    Характер   Сухой или влажный (с мокротой), грубый, лаю­щий, тихий.  
Мокрота   Консистенция   Жидкая, вязкая, густая.  
  Количество за сутки   От небольшого количества до выделения мокроты «полным ртом».  
    Характер Слизистая, серозная, гнойная, кровянистая.  
  Цвет Желтый или зеленоватый при гнойной мокроте.
  Запах При гангрене легкого – зловонный, гнилостный.
Боли в грудной клет­ке   Локализация   В правой или левой половине грудной клетки.  
    Характер   Ноющие, тупые, колющие.  
    Продолжительность   Постоянные или приступообразные.  
  Условия появления При кашле, при глубоком дыхании.
Одышка   Условия появления   В покое, при физической нагрузке.  
    Характер Затруднен вдох (инспираторная) или выдох (экспираторная), смешан­ная.    
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  
Нарушение аппетита       Снижен или повышен аппетит. Отвращение к мясной пище (может быть при раке же­лудка).  
Изжога   Интенсивность   Слабая или выраженная.  
  Частота появления Частая или редкая.
  Связь с приемом пищи После еды или без связи с приемом пищи.
Отрыжка   Частота Частая или редкая.  
  Характер Отрыжка воздухом, съеденной пищей, отрыжка тухлым, кислым, горьким содержимым .
Тошнота, рвота   Связь с приемом пищи   Есть или нет.  
  Частота Может быть периодически или после каждого приема пищи.
Боли в животе   Локализация   В подложечной (эпигастральной) области, в правом или левом подреберье, внизу живота.  
    Иррадиация   В спину, опоясывающего характера или без иррадиации.
    Характер   Коликообразные, режущие, ноющие.  
    Продолжительность   Приступообразные, постоянные, пе­риодические.  
    Наличие сезонности   Весной или осенью  
    Связь боли с приемом пищи   Ранние (сразу после приема пищи), поздние (через 1,5-2 часа после приема пищи), голодные, ночные.  
Ощущение распирания и тяжести в жи­воте   Локализация   Распространенное или ограниченное вздутие живота (метеоризм).  
Изменение стула   Частота стула Запоры (реже 1 раза в 2 дня), поносы (частый неоформленный стул)    
  Консистенция кала Оформленный (плотный) или неоформленный (жидкий, полужидкий, кашицеобразный).
СИСТЕМА МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ  
Боли   Локализация   Поясничная область, крестцовая область, над лобком.  
    Иррадиация   В ногу, в область спины, в половые органы.  
    Характер   Острые, тупые, ноющие  
    Продолжительность   Постоянные, приступообразные, периодические.  
    Условия появления   При ходьбе, тряской езде.  
Расстройство моче­испускания (дизурия).   Характер мочеиспускания   Произвольное, не произвольное.  
    Сопровождается ли мочеиспускание резями, жжением   В начале, в конце мочеиспускания.  
  Частота мочеиспускания Учащенное (более 5-7 раз в сутки), редкое (менее 3-5 раз в сутки).
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Головные боли, шум в голове, головокружение   Частота, продолжительность.   Постоянные, приступообразные. Частые или редкие.
КОСТНО-СУСТАВНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА  
Боли в костях, суставах   Локализация   В крупных или мелких суставах.  
    Продолжительность   Постоянные, периодиче­ские. В течение какого периода времени: дни, недели, месяцы, годы.  
    Когда возникают   В покое, при движении.  
Отечность, дефор­мация суставов, тугоподвижность.   Локализация   Крупные или мелкие суставы.  
           

Анамнез (история) заболевания.Это важная часть рас­спроса, так как с ней связывается представление обо всех этапах развития заболевания.

При сборе анамнеза заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы

· когда началось заболевание (считает себя боль­ным с...)

· как оно началось(с чем связывает на­чало болезни, каким было начало - острым или постепенным, какие были симптомы, что тогда предпринял)

· как протекало заболевание (ухудшилось, без перемен, появились новые признаки болезни и т.д.)

· обращался ли пациент за медицинской помощью (куда, когда)

· какое проводилось обследование, его результаты

· какое проводилось лечение, какова его эффективность

· о последнем ухудшении (при длительном течении заболевания), по поводу которого пациент обратился за помощью. Интересует время ухудшения, в чем оно вы­разилось, чем пытался помочь себе, причина обращения.

История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить общее состояние здоровья пациента перед возникновением болезни и постараться установить причины, ее вызвавшие.

Анамнез жизни пациента - это медицинская биография пациента по основным периодам его жизни.

1) Общебиографические сведения

· место рожде­ния — это может навести на мысль о заболевании, распространенном в данной местности (эндемический зоб)

· каким по счету ребенком в семье был обследуемый

· условия вскармливания в грудном возрасте (больше относится к сбору анамнеза жизни ребенка – информацию необходимо получить у родителей)

· когда начал ходить и говорить, общее состояние здоровья и развитие

· время наступления половой зрелости

· у мужчин узнать о службе в армии, и если не служил, то какое заболевание явилось причиной

· у женщин число беременностей, родов, их течение

· где учился, начало трудовой деятельности

2) жилищно-бытовые условия

· отдельная квартира или общежитие, деревянный дом, условия проживания (наличие сырости и т.д.)

· семейное положение (сколько человек в семье, состояние их здоровья, материальная обеспеченность)

3) перенесенные заболевания

· уточняют особенности течения перенесенных заболеваний, наличие осложнений

· был ли контакт с инфекционными больными

· были ли операции, когда и какие, проводились ли переливания крови (риск заражения вирусным гепатитом)

· обязательно специально уточняют, болел ли туберкулезом, болезнью Боткина, венерическими заболеваниями

4) вредные привычки

· курение (с какого возраста, количество сигарет в день). Это фактор риска в развитии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы

· злоупотребление алкоголем (как часто, какие именно напитки, в каком количестве). Зло­употреблением считается еженедельный двух-, трехкратный прием не менее 0,5 литра 40% -ного алкоголя в течение одного года или более.

· чрезмерное увлечение кофе и др. возбуждающими напитками

5) экспертно-трудовой анамнез

· кем и где работает, профмаршрут (прежние места работы)

· характер и условия труда

· наличие профессиональных вредностей (пыль – бронхиальная астма, пневмокониозы, вибрация - вибрационная болезнь), физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации

· число дней временной нетрудоспособности и количество случаев за год

6) наследственный анамнез

· сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Это важно, так как предрасположенность к некоторым заболеваниям может передаваться по наследству (напри­мер, сахарный диабет, артериальная гипертензия, брон­хиальная астма и др.).

7)аллергологический анамнез

Получают сведения о не­переносимости лекарственных средств, продуктов питания (тошнота, рвота, зудящая сыпь, потеря сознания), пыли, запахов растений (слезотечение, чихание, насморк). Уточняют, когда, на какие именно вещества была аллергическая реакция, чем она проявлялась.