Основные направления работы медико-социальной службы

В штате Центра функционирует медико–социальная служба – 2 врача и 2 медицинских сестры.

Основными направлениями деятельности медико-социальной службы являются:

- Выявление и учет на территории района семей и отдельных граждан, нуждающихся в медико-психологической помощи.

- Осуществлять необходимый патронаж граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием современных методов профилактики, диагностики, лечения.

- Прием в Центре и по месту жительства.

- Бесплатное оказание медицинской помощи малообеспеченным гражданам медикаментами.

- Оказание психологической поддержки.

- Проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, активного долголетия путем организации клубов общения, школ здоровья, лекций, лечебно-оздоровительных мероприятий. Примером могут служить клубы «Помоги себе сам», клуб «Зимняя вишня», школа здоровья «Молодость». Врачи проводят с социальными работниками практические занятия по овладению навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечении, обмороках, ушибах, переломах, сердечной недостаточности, учат измерять артериальное давление, накладывать компрессы.

4. Стационарная форма обслуживания – пансионат для престарелых(на примере пансионата «Надежда»)

В структуру Центра входит пансионат «Надежда» для престарелых женщин на 7 человек, который располагается в специальном помещении на I этаже жилого дома. Для проживания созданы прекрасные условия, приближенные к домашним: 2 спальни, столовая, комната отдыха (холл), кухня, ванная, мебель и бытовая техника. Основными задачами мини-пансионата являются:

- Организация рационального и диетического питания с учетом возраста и здоровья проживающих лиц.

- Уход за престарелыми, создание благоприятного микроклимата и показанного режима обслуживания.

- Диспансеризация престарелых, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с учетом лечебно -профилактических учреждений.

- Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

- Обеспечение нуждающихся престарелых слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также некоторыми средствами передвижения.

- Организация культурно-массовой работы с учетом состояния здоровья и возраста проживающих пенсионеров.

В пансионат принимаются престарелые, которые по каким-либо причинам оказались или без жилья, или одинокие, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи временно (до 6 месяцев) до определения дальнейшей судьбы пожилых женщин. Это может быть направление в дома-интернаты, возвращение домой, к родственникам. Как правило, основным контингентом пансионата являются очень больные люди, пережившие в личной жизни много трудностей, оставшиеся без внимания и помощи детей. Практика показала, что такая форма социального обслуживания идеально подходит к реабилитации больных, продлению их жизни.

Плата за проживание престарелых взимается согласно Постановления Правительства «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

5. Социальный магазин – торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Предметом деятельности магазина является:

1) Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.

2) Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.

3) Торгово-закупочная деятельность.

4) У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%

Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.

6. Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона Украины «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.

В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться мастерские по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д. Одна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.

Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста.

Основными направлениями работы являются:

- Квалифицированный медицинский уход.

- Социальное обслуживание.

- Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.

- Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.

- Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.

- Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.

Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается консультативная и психологическая помощь.

Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.

В нашей стране увеличивается число граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории людей открываются дома ночного пребывания и социальные гостиницы.

Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь для лиц без определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется койно-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный осмотр, получают талоны на питание. В случае необходимости этим людям оказывается медицинская, консультативная помощь по вопросам бытового и трудового устройства.

Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная помощь и медицинская помощь.

Методы:

Анализ практической деятельности органов и организаций социальной защиты, опыта социальных работников в работе с пожилыми позволяет выделить три главные категории методов:

1. Социально-экономические;

2. Организационно-распорядительные;

3. Психолого-педагогические.

Первая категория социально-экономических методов объединяет все те средства социально-педагогической работы, с помощью которых влияют на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Эти методы влияния на социальные и экономические потребности и интересы применяют в форме:

· Натуральной и денежной помощи;

· Установления льгот, компенсаций и помощи;

· Ухода и бытового обслуживания;

· Морального поощрения.

Организационно-распорядительные методыориентированы главным образом на координацию взаимоотношения социально-педагогической работы с организационной структурой социальных служб. Их отличает непосредственность влияния, поскольку они опираются, прежде всего, на все нормативно-правовые, регламентирующие акты. В пределах категории можно говорить о разнице между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы принципиально влияют на решение вопросов работы социальных служб через положения и инструкции. Распорядительные методы в отличие от организационных позволяют осуществить более оперативное решение проблем, своевременно уточнить задачи.

В зависимости от места в структуре управления и характера влияния на социально-педагогической работы организационно-распорядительными методами являются регламентирование, нормирование, инструктирование.

Психолого-педагогические методыотличаются от предыдущих непосредственным взаимодействием с клиентом через механизм социально-психологического, педагогического изменения его поведения, самочувствия. Главным является поддержка, разъяснения, рекомендации, предоставление информации. Также используют: беседы, лекции, семинары, круглые столы, тренинги, дискуссии и др.