Понятие о средствах

Средства и методы обеспечения работоспособности

Термин средства происходит от слова «средний», «срединный». Средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные или оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие) и гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

Физическое упражнение – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Совершенствования движения или развития физического качества практически невозможно достичь, выполняя отдельно взятое физическое упражнение – необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности). При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биомеханических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах и системах организма человека. Систематические занятия, связанные с мышечной деятельностью позволяют путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биомеханические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяя его физическое состояние, с другой – происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Кроме условно называемых физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.), существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.