По размерам деятельности
Классификация видов предпринимательства
Иной подход к предпринимательству предлагает А. И. Агеев. Согласно ему своим появлением предпринимательство обязано проявлению «двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы»[25]. А вот принятие риска, ответственность за решения, подбор комбинации ресурсов и другие, традиционно выделяемые составляющие предпринимательства, по его мнению, являются либо производным, либо необязательным, либо дополняющим.
Таким образом, подводя итог представленным выше подходам и трактовкам, можно сделать обобщение, что предпринимательство принято определять как:
· деятельность c риском с целью получения прибыли;
· инициативная, новаторская деятельность;
· вид хозяйственной деятельности;
· способ комбинирования факторов производства;
· деятельность, подразумевающая обязательства и ответственность;
· рациональная деятельность;
· метод хозяйствования;
· тип экономического мышления и поведения и др.
Из обобщения следует, что предпринимательство является многофакторным явлением, так как имеет множество подходов к определению своей сущности.
С учетом указанного, под предпринимательством будет пониматься рациональная, инициативная, новаторская хозяйственная деятельность по комбинированию факторов производства, подразумевающая обязательства и ответственность с целью получения прибыли.
Неуклонно развивающиеся потребности человека способствуют появлению спроса на новые товары, услуги и виды работ, что приводит к сохранению некоторых, уже существующих видов предпринимательства и появлению его новых разновидностей. В процессе общественного разделения труда развитие предпринимательства шло в нескольких направлениях, что с течением времени привело к самостоятельному существованию различных видов предпринимательства.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, юридическому статусу, размерам предпринимательства, по степени доступа (открытости), наличию иностранного капитала, организационно-правовым и организационно-экономическим формам и прочим. Более подробно рассмотрим виды предпринимательства в зависимости от размера деятельности[26].
Для раскрытия сущности размера предпринимательства принято выделять основные три вопроса: что включает в себя понятие «размер» предприятия, критерии оценивания размера, и каковы параметры разграничивающие малые, средние и крупные предприятия?[27]
Во-первых, что включает в себя понятие «размер» предприятия? К настоящему времени сложилось многообразие подходов к понятию «размер» предприятия. Например, в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяющими размер выступают: организационно-правовая форма бизнеса, доля в уставном капитале, средняя численность и выручка от продаж, то есть несколько разнокачественных составляющих.
Во-вторых, по каким критериям оценивать размер предприятия?Выбор критерия представляется определяющим фактором при разграничении малого, среднего и крупного предпринимательства. Большое значение при выборе критерия зависит от его количественной (например, наличие филиала, количество работников, объем продаж, оборот, ассортимент продукции и т.п.) или качественной составляющей (например, финансовая независимость собственников предприятия, личное управление и т.п.). В России согласно указанному выше закону предпочтение отдается и количественным, и качественным критериям, что представляется несколько более объективным разграничением.
В-третьих, каковы параметры разграничивающие малые, средние и крупные предприятия?Выбор в пользу качественных или количественных критериев не окончательное решение, разграничение происходит по их числовым параметрам. Таким образом, если в Законе для разграничения устанавливается такой критерий, как организационно-правовая форма бизнеса, то дается установленный перечень таких форм, а для других параметров требуются конкретные числовые значения (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Вид | Содержание предпринимательства |
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[28] | |
Малое предпринимательство | потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), |
Продолжение Таблицы 1.1.1 | |
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства (400 млн руб.) | |
Среднее предпринимательство | потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год от 101 до 250 человек включительно; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов среднего предпринимательства (1000 млн рублей) |
Продолжение Таблицы 1.1.1
Качественные параметры определения размера по X. Велу[29] | |
Малый бизнес | Цели. Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями. Менеджмент. Личный, авторитарный, прямой Продукт. Нет планирования, нет маркетинговых исследований Персонал. Личные отношения «босс – сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов Финансы. Семья, банк |
Средний бизнес | Цели. Корректируются рынком и специальной стратегией, изобретательно Менеджмент. Личный, консультации с ключевыми партнерами, небольшой командой специалистов, использование внешних экспертов Продукт. Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, отсутствие или несистематические маркетинговые исследования Персонал. Личные отношения «наниматель – коллектив сотрудников», отношения сотрудничества, некоторая степень мотивации и вовлеченности, влияние профсоюзов от небольшого до усиленного Финансы. Семья, банк, акции |
Крупный бизнес | Цели. Доминирование на рынке, систематически и стратегически Менеджмент. Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура Продукт. Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования Персонал. Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы Финансы. Банк, акции |
Из представленной классификации видов предпринимательской деятельности можно сделать следующие выводы: 1) наиболее распространенным является деление предпринимательства на малое, среднее и крупное, хотя параметры такого деления существенно отличаются; 2) недостаточно отражается связь между различными критериями классификаций, например, количество персонала и объем выпуска и др.; 3) не всегда даются количественные показатели оценки, разграничивающие субъектов (цель предприятия, продаваемый продукт и т.д.); 4) преобладание нормативно-правовой классификации с соответствующими критериями предполагает однозначное выделения видов предпринимательства (организационно-правовые формы по ГК РФ и др.).
В ряде стран кроме количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые качественные критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы оптимизации налогового режима (табл. 1.1.2).
Таблица 1.1.2
Сравнительный анализ количественных показателей малого бизнеса в России и за рубежом[30]
Страна | Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.) | Объем выручки |
США | 1. Микропредприятия – до 20 2. Малые предприятия – от 21 до 100 3. Средние предприятия – от 101 до 500 | до 3,5–14,5 млн долл. |
Страны ЕС | 1. Микропредприятия – до 10 2. Малые предприятия – от 11 до 50 3. Средние предприятия – от 51 до 250 | до 427 млн евро |
Япония | 1. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство – до 300 2. Оптовая торговля – до 100 3. Розничная торговля и индустрия услуг – до 50 | – |
Россия | 1. Индивидуальный предприниматель 2. Микропредприятия – до 15 3. Малые предприятия – до 100 4. Средние предприятия – от 101 до 250 | Микропредприятия – до 60 млн руб. Малые предприятия – до 400 млн руб. Средние предприятия – до 1000 млн руб. |
Таким образом, эволюция исследования вопросов становления предпринимательства имеет продолжительный и богатый накопленный опыт от древнейших времен до наших дней, когда восприятие предпринимательства как уникального и избранного явления сменилось на незаменимость в повседневной человеческой деятельности.
[1] Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.: [сайт]. url: http://www.aup.ru/books/m72/. (дата обращения: 23.09.2009).
[2] Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – С. 26-27.
[3] Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. – М., 1994. – С. 57.
[4] Там же. – С. 69.
[5] Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. С. 26-27.
[6] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос», 2000. С. 31.
[7] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. С. 426.
[8] Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – С. 539.
[9] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 37.
[10] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: [сайт]. url: http://www.cato.ru/library/ smith/wealth_of_nations_1. (дата обращения: 11.07.2008).
[11] Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 8.
[12] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 38.
[13] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 427.
[14] Шумпетер Й. Теория экономического развития: [сайт]. Очерки истории экономической мысли.
url: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm (дата обращения: 10.03.2009).
[15] Там же.
[16] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 429-430.
[17] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 428-429.
[18] Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют // Вопросы экономики. – 2004. – № 3. – С. 37.
[19] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 37.
[20] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 430.
[21] Хизрич Р., Питер М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – Выпуск 2. – М.: Прогресс – Универс, 1992. – 176 с.
[22] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос» 2000. – С. 43.
[23] Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 11.
[24] Иванова Л. Н. Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова; Ин-т экономики. – М.: Наука, 2004. – С. 6.
[25] Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственностии культуры. –М.: Наука, 1991. – С.23.
[26] Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship & Regional Development, Taylor& Francis Ltd. - 1991, №3, pp. 17-31.
[27] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М. «Новый Логос» 2000. – С. 185.
[28] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[29] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос» 2000. С. 128-129.
[30] Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-,малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY.