По размерам деятельности

Классификация видов предпринимательства

Иной подход к предпринимательству предлагает А. И. Агеев. Согласно ему своим появлением предпринимательство обязано проявлению «двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы»[25]. А вот принятие риска, ответственность за решения, подбор комбинации ресурсов и другие, традиционно выделяемые составляющие предпринимательства, по его мнению, являются либо производным, либо необязательным, либо дополняющим.

Таким образом, подводя итог представленным выше подходам и трактовкам, можно сделать обобщение, что предпринимательство принято определять как:

· деятельность c риском с целью получения прибыли;

· инициативная, новаторская деятельность;

· вид хозяйственной деятельности;

· способ комбинирования факторов производства;

· деятельность, подразумевающая обязательства и ответственность;

· рациональная деятельность;

· метод хозяйствования;

· тип экономического мышления и поведения и др.

Из обобщения следует, что предпринимательство является многофакторным явлением, так как имеет множество подходов к определению своей сущности.

С учетом указанного, под предпринимательством будет пониматься рациональная, инициативная, новаторская хозяйственная деятельность по комбинированию факторов производства, подразумевающая обязательства и ответственность с целью получения прибыли.

Неуклонно развивающиеся потребности человека способствуют появлению спроса на новые товары, услуги и виды работ, что приводит к сохранению некоторых, уже существующих видов предпринимательства и появлению его новых разновидностей. В процессе общественного разделения труда развитие предпринимательства шло в нескольких направлениях, что с течением времени привело к самостоятельному существованию различных видов предпринимательства.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, юридическому статусу, размерам предпринимательства, по степени доступа (открытости), наличию иностранного капитала, организационно-правовым и организационно-экономическим формам и прочим. Более подробно рассмотрим виды предпринимательства в зависимости от размера деятельности[26].

Для раскрытия сущности размера предпринимательства принято выделять основные три вопроса: что включает в себя понятие «размер» предприятия, критерии оценивания размера, и каковы параметры разграничивающие малые, средние и крупные предприятия?[27]

Во-первых, что включает в себя понятие «размер» предприятия? К настоящему времени сложилось многообразие подходов к понятию «размер» предприятия. Например, в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяющими размер выступают: организационно-правовая форма бизнеса, доля в уставном капитале, средняя численность и выручка от продаж, то есть несколько разнокачественных составляющих.

Во-вторых, по каким критериям оценивать размер предприятия?Выбор критерия представляется определяющим фактором при разграничении малого, среднего и крупного предпринимательства. Большое значение при выборе критерия зависит от его количественной (например, наличие филиала, количество работников, объем продаж, оборот, ассортимент продукции и т.п.) или качественной составляющей (например, финансовая независимость собственников предприятия, личное управление и т.п.). В России согласно указанному выше закону предпочтение отдается и количественным, и качественным критериям, что представляется несколько более объективным разграничением.

В-третьих, каковы параметры разграничивающие малые, средние и крупные предприятия?Выбор в пользу качественных или количественных критериев не окончательное решение, разграничение происходит по их числовым параметрам. Таким образом, если в Законе для разграничения устанавливается такой критерий, как организационно-правовая форма бизнеса, то дается установленный перечень таких форм, а для других параметров требуются конкретные числовые значения (табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1

Вид Содержание предпринимательства
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[28]
Малое предпринимательство потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),
  Продолжение Таблицы 1.1.1
  2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства (400 млн руб.)
Среднее предпринимательство потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год от 101 до 250 человек включительно; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов среднего предпринимательства (1000 млн рублей)

 

Продолжение Таблицы 1.1.1

Качественные параметры определения размера по X. Велу[29]
Малый бизнес Цели. Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями. Менеджмент. Личный, авторитарный, прямой Продукт. Нет планирования, нет маркетинговых исследований Персонал. Личные отношения «босс – сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов Финансы. Семья, банк
Средний бизнес Цели. Корректируются рынком и специальной стратегией, изобретательно Менеджмент. Личный, консультации с ключевыми партнерами, небольшой командой специалистов, использование внешних экспертов Продукт. Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, отсутствие или несистематические маркетинговые исследования Персонал. Личные отношения «наниматель – коллектив сотрудников», отношения сотрудничества, некоторая степень мотивации и вовлеченности, влияние профсоюзов от небольшого до усиленного Финансы. Семья, банк, акции
Крупный бизнес Цели. Доминирование на рынке, систематически и стратегически Менеджмент. Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура Продукт. Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования Персонал. Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы Финансы. Банк, акции

 

Из представленной классификации видов предпринимательской деятельности можно сделать следующие выводы: 1) наиболее распространенным является деление предпринимательства на малое, среднее и крупное, хотя параметры такого деления существенно отличаются; 2) недостаточно отражается связь между различными критериями классификаций, например, количество персонала и объем выпуска и др.; 3) не всегда даются количественные показатели оценки, разграничивающие субъектов (цель предприятия, продаваемый продукт и т.д.); 4) преобладание нормативно-правовой классификации с соответствующими критериями предполагает однозначное выделения видов предпринимательства (организационно-правовые формы по ГК РФ и др.).

В ряде стран кроме количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые качественные критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы оптимизации налогового режима (табл. 1.1.2).

 

Таблица 1.1.2

Сравнительный анализ количественных показателей малого бизнеса в России и за рубежом[30]

 

Страна Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.) Объем выручки
США   1. Микропредприятия – до 20 2. Малые предприятия – от 21 до 100 3. Средние предприятия – от 101 до 500 до 3,5–14,5 млн долл.
Страны ЕС 1. Микропредприятия – до 10 2. Малые предприятия – от 11 до 50 3. Средние предприятия – от 51 до 250 до 427 млн евро
Япония 1. Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство – до 300 2. Оптовая торговля – до 100 3. Розничная торговля и индустрия услуг – до 50
Россия   1. Индивидуальный предприниматель 2. Микропредприятия – до 15 3. Малые предприятия – до 100 4. Средние предприятия – от 101 до 250 Микропредприятия – до 60 млн руб. Малые предприятия – до 400 млн руб. Средние предприятия – до 1000 млн руб.

Таким образом, эволюция исследования вопросов становления предпринимательства имеет продолжительный и богатый накопленный опыт от древнейших времен до наших дней, когда восприятие предпринимательства как уникального и избранного явления сменилось на незаменимость в повседневной человеческой деятельности.

 


[1] Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.: [сайт]. url: http://www.aup.ru/books/m72/. (дата обращения: 23.09.2009).

[2] Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – С. 26-27.

[3] Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. – М., 1994. – С. 57.

[4] Там же. – С. 69.

[5] Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. С. 26-27.

[6] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос», 2000. С. 31.

[7] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. С. 426.

[8] Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – С. 539.

[9] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 37.

[10] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: [сайт]. url: http://www.cato.ru/library/ smith/wealth_of_nations_1. (дата обращения: 11.07.2008).

[11] Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 8.

[12] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 38.

[13] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 427.

[14] Шумпетер Й. Теория экономического развития: [сайт]. Очерки истории экономической мысли.

url: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm (дата обращения: 10.03.2009).

[15] Там же.

[16] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 429-430.

[17] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 428-429.

[18] Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют // Вопросы экономики. – 2004. – № 3. – С. 37.

[19] Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 37.

[20] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд». 1994. – С. 430.

[21] Хизрич Р., Питер М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – Выпуск 2. – М.: Прогресс – Универс, 1992. – 176 с.

[22] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос» 2000. – С. 43.

[23] Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 11.

[24] Иванова Л. Н. Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова; Ин-т экономики. – М.: Наука, 2004. – С. 6.

[25] Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственностии культуры. М.: Наука, 1991. – С.23.

[26] Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship & Regional Development, Taylor& Francis Ltd. - 1991, №3, pp. 17-31.

[27] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М. «Новый Логос» 2000. – С. 185.

[28] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[29] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. «Новый Логос» 2000. С. 128-129.

[30] Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-,малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY.