Пути создания образов воображения.

Классификация.

Основные функции.

1. Обслуживание деятельности: целеполагание (мотивация) –представление будущего (конечного) результата труда и этапов, это позволяет ориентировать человека в процессе его деятельности и предвосхищение (антиципация) – моделирование, планирование будущего (последствий, содержания ситуации) за счет обобщения прошлого опыта), комбинирование и планирование. Необходимость существовать и дейст­вовать в среде с неполной информацией привела к возникно­вению у человека аппарата воображения.

2. Побудительная– побуждает себя, создавая привлекательный образ будущего

3. Познавательная (благодаря продуктивному и репродуктивному воображению) – создание и воссоздание новых образов.

4. Замещение действительности (психологическая защита) – реальная действительность замещается воображаемой. Ин. психической разрядки в стрессовой ситуации

5. Управление психофизиологическими состояниями– саморегуляция эмоциональных состояний, психических процессов определенными приемами (аутотренинг)

6. Удовлетворение потребности,которую в настоящее время невозможно удовлетворить реально – игра (освоение мира взрослых: автомат у мальчиков, куклы на руках у девочек)

7. Проникновение во внутренний мир другого человека - на основе описания или демонстрации создаем картины пережитого другим человеком, основа понимания и межличностной коммуникации.

По генетическим уровням: возникает в раннем детстве

1. Игра – свойственна только людям, воображение как замещение реального плана, всегда опора на предмет

2. Грезы – проигрывание реально невозможной ситуации, не требуют опоры на реальную ситуацию, не критичны, не связаны с волей, требующей воплощения их в жизнь, подростковый возраст. Может принимать гипертрофированный вид – уход от реальности

3. Мечта – образ желаемого будущего (и возможного), мысленное проигрывание реально возможной ситуации, для которой еще не наступило время, огромная побудительная сила, юношеский возраст

4. Творчество в зрелом возрасте

По степени выраженности активности различают:

1. Пассивное – создаются образы вооб., которые никогда не воплощаются в жизнь или вообще не могут быть осуществлены. К нем у относятся:

· непреднамеренное– нет целей и намерений человека, не контролируется работой сознания (сновидения, бред, галлюцинации, гипнотические образы)

· преднамеренное – грезы, в подростковом возрасте, в момент снижения активности в расслабленном состоянии или полудреме

2.Активное –образы вооб. воплощаются в жизнь, относятся: Или по новизне продукта

· воссоздающее (репродуктивное)– развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака, т.е. есть какая-то наглядность. Форму воссоздающего вооб. называют представлением. Необходимое условие обучения, той части, которая связана с передачей общественно-исторического опыта.)

· творческое (продуктивное) – самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, движим творческим замыслом, имеет личностную (детское творчество) или общечеловеческую ценность (научное, техническое и художественное творчество

А детские фантазии, вымыслы (желает личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности.

Отличаемся мы по своим образам воображения? По яркости (в детстве ярче и живее), реалистичность как приближенность образа к объекту действительности (ос. Важна реалистичность целей), по контролируемости содержания процесса вооб. (коррелирует с продуктивностью процессов воображения), по степени активности образов как мотива деятельности и поведения (наибольшая активность у мечты, идеала, фобии, наименьшая – грезы, эротические фантазии)

1. Агглютинация (склеивание) – соединение в одном образе различных качеств, свойств, частей, необычная комбинация которых дает причудливый образ – Русалка, избушка на курьих ножках, Кентавр

2. Гиперболизация– изменение масштаба (Гулливер, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик)

3. Придание части объекта функции или свойств целого – бой Руслана с головой, Нос у Гоголя

4. Придание предмету несвойственных ему свойств – ковер-самолет, шапка-невидимка

5. Типизация– лучшие свойства эпохи в литер. герое, худшие - Плохиш

6. Акцентуирование – подчеркивание (заострение) характерных черт – шаржи, пародии, пантомима

7. Одушевление неодушевленных предметов – Свет мой, зеркальце, скажи…

8. Аналогия– образ похож на реально существующую вещь, живой организм (локатор – аналог органов ориентации летучей мыши).